Категории
Биотехнологии
План изучения темы просмотров - 415
Исходный уровень знаний
ЗАНЯТИЕ 24
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИЙ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ГНОЕРОДНЫМИ КОККАМИ
Заболевания, вызываемые гноеродными кокками, относятся к числу наиболее распространённых. После начала применения антибиотиков, в связи с развитием лекарственной устойчивости и формированием госпитальных штаммов значительно увеличилась частота стафилококковых заболеваний, клиническое течение их стало более тяжёлым, нередко со смертельным исходом. Сегодня с заболеваниями стафилококковой этиологии приходится встречаться врачам различных специальностей, но особенно часто хирургам, акушерам-гинекологам, педиатрам и терапевтам. Другие представители гноеродных кокков (стрептококки, пневмококки) могут вызвать нагноительные процессы различной локализации и специфические инфекционные процессы (гонококки, менингококки). В большинстве случаев заболевания, вызываемые гноеродными кокками, развиваются остро, и в связи с этим очень важна их своевременная микробиологическая диагностика. Вместе с тем, выделение чистой культуры возбудителя и определение его лекарственной устойчивости поможет лечащему врачу в выборе лекарственного препарата для успешного лечения.
Цель самоподготовки
После самостоятельного изучения темы Вы должны знать общую характеристику гноеродных кокков и их отдельных видов, морфологию, культуральные свойства, токсинообразование, факторы патогенности, усвоить принципы забора материала от больных и схемы микробиологической диагностики.
Для усвоения материала темы крайне важно знать вопросы из курса общей микробиологии: основные формы бактерий, питательные среды (специальные, элективные), факторы патогенности микроорганизмов, методику определения чувствительности к антибиотикам.
Цель занятия
1. Ознакомиться с возбудителями гнойно-воспалительных заболеваний: стафилококками, стрептококками, гонококками, менингококками, их морфологией, культуральными свойствами и факторами патогенности.
2. Изучить принципы лабораторной диагностики стафилококковых и стрептококковых заболеваний, инфекций, вызванных нейссериями.
3. Ознакомиться с набором иммунобиологических препаратов для диагностики, лечения и профилактики заболеваний, вызванных стафилококками, стрептококками и нейссериями.
1. Общая характеристика группы гноеродных кокков и отдельных видов.
2. Схемы микробиологических исследований при заболеваниях, вызываемых гноеродными кокками.
После изучения темы студент должен уметь
1. Дифференцировать стафилококки, стрептококки и нейссерии в микропрепаратах.
2. Оценить результаты микроскопии препаратов гноя из уретры, взятого от больного с острой гонореей.
3. Определять критерии патогенности стафилококков (реакция плазмокоагуляции, гемолиз на кровяном агаре, продукция лецитовителлазы), стрептококков (гемолиз на кровяном агаре).
4. Классифицировать биологические препараты по теме занятия в соответствии с их назначением.
Контрольные вопросы
Стафилококки. Название видов по-латыни; какой вид чаще всего вызывает заболевания? Морфология, среды для культивирования, элективные среды, основные признаки для дифференцировки стафилококков от микрококков и для отличия разных видов стафилококков. Факторы патогенности стафилококков. Препараты, которые используются для лечения острых и хронических стафилококковых инфекций, для диагностики и профилактики. Роль стафилококков в возникновении внутрибольничных инфекций. Стрептококки. Форма, расположение клеток, споры, жгутики, капсула, окраска по Граму, среды для культивирования, токсины, ферменты патогенности. Виды стрептококков по характеру гемолиза на кровяном агаре (написать по-латыни, русские названия и буквенное обозначение типов гемолиза). Другие виды стрептококков, способные вызывать заболевания у человека. Какой вид чаще всего вызывает заболевания? Классификация стрептококков по антигенной структуре. Группоспецифический антиген, его химическая природа, серогруппы, их обозначение. К какой группе относятся большинство патогенных стрептококков? Типоспецифические антигены: химическая природа, какой из них является фактором вирулентности, его действие в организме, сколько серотипов известно, как они обозначаются, с помощью какой реакции выявляются? Роль стрептококков в этиологии скарлатины, рожи, ревматизма. Стрептококки пневмонии: название по-латыни, морфология (форма, расположение, споры, жгутики, капсулы), окраска по Граму, среды для культивирования. Антигенная структура: локализация и химическая структура базовых антигенов, серологические типы. Формы пневмококковой инфекции. Микробиологическая диагностика: материалы для исследования, методы выделения чистой культуры на питательных средах и на животных; дифференцировка от других стрептококков, серотипирование. Препараты для лечения, диагностики и профилактики. Менингококки: морфология (форма, взаимное расположение, споры, жгутики, капсула), отношение к окраске по Граму. Среды для культивирования, способ биологического окисления, отношение к пониженной температуре. Факторы патогенности. Антигенная структура, по каким антигенам проводится деление на серогруппы и серовары? Как они обозначаются? Какие серогруппы чаще всего вызывают заболевания? Перечислите формы менингококковой инфекции. Локализация менингококка у носителей. Лабораторная диагностика: материалы для исследования при различных формах менингококковой инфекции, особенности забора и транспортировки их в лабораторию. Составить раздельно схемы лабораторной диагностики в зависимости от формы инфекции. Препараты для лечения и специфической профилактики. Гонококк: название по-латыни, морфология, отношение к окраске по Граму и другие способы окраски, отношение к температуре, среды для выращивания. Лабораторная диагностика острой гонореи: материалы для исследования, бактериоскопический метод (способы окраски, особенности микроскопической картины); бактериологический метод (среды для посева, идентификация возбудителя). Методы диагностики хронической гонореи. Препараты для диагностики и лечения.
Задания для выполнения в процессе самоподготовки
Написать по-латыни названия видов стафилококков, стрептококков (по гемолитическому признаку), менингококков и гонококков.
Работа студентов на практическом занятии
1. Изучение морфологии стафилококков и стрептококков. Промикроскопируйте и зарисуйте окрашенные по Граму препараты: чистая культура стрептококка, стафилококка, стафилококк в гное, стрептококк в гное, стрептококк пневмонии в материале от животного. Названия возбудителей под рисунками напишите по-латыни.
2. Изучение особенностей роста стафилококков и стрептококков на питательных средах. По демонстрационным посевам изучите и опишите:
а) характер роста гемолитических, зеленящих, негемолитических стрептококков, гемолитических стафилококков на кровяном агаре, стафилококка на элективной среде;
б) характер роста стрептококков и стафилококков на жидкой питательной среде.
3. Бактериоскопическое и бактериологическое исследование гноя на стафилококк (1-й день). Ознакомьтесь с сопроводительной запиской и внесите данные в журнал. Из гноя приготовьте мазок. Окрасьте по Граму, микроскопируйте. Затем гной посейте петлей штрихами на чашку с кровяным агаром для получения изолированных колоний и на МПА шпателем для определения чувствительности микрофлоры гноя к антибиотикам. На засеянную чашку положите диски с антибиотиками. Запишите проделанную работу.
4. Продолжение выделения культуры из крови (стрептококковый сепсис, 2-й день). Демонстрация. Ознакомьтесь с сопроводительной запиской и внесите данные в журнал. Исследование 1-го дня было выполнено накануне: 10 мл крови больного с предполагаемым диагнозом «сепсис» посеяли в 90 мл сахарного бульона. 2-й день: опишите характер роста микробов в бульоне. Приготовьте мазок, окрасьте по Граму, микроскопируйте. Сделайте пересев на чашку Петри с кровяным агаром. В журнале опишите проделанную работу.
5. Посев слизи из носа для выявления носительства стафилококка. Слизь из носа возьмите стерильным тампоном друг у друга и сделайте посев на чашку с молочно-солевым агаром. В журнале запишите собственные паспортные данные и проделанную работу.
6. Бактериоскопическая диагностика гонореи. Микроскопируйте и зарисуйте мазок из гноя уретры. На основании изучения мазка сделайте вывод.
7. Бактериоскопическая диагностика эпидемического церебрального менингита. Микроскопируйте и зарисуйте мазок из спинномозговой жидкости больного.
Читайте также
Исходный уровень знаний. Занятие 3 Морфология и ультраструктура отдельных групп микроорганизмов: грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий. Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать морфологию и... [читать подробенее]
Исходный уровень знаний. Занятие 4 Итог по разделу: «Морфология микробов». Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать структуру, морфологию и названия патогенных представителей всех изученных групп микробов, историю... [читать подробенее]
Исходный уровень знаний. Грамотрицательными палочковидными микроорганизмами. Раневых инфекций, вызываемых гноеродными кокками и Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных и Занятие 18Цель самоподготовки После самостоятельного изучения темы... [читать подробенее]
Исходный уровень знаний. Генетика микроорганизмов. Медицинская биотехнология. Антибиотики (окончание). Бактериофагия. Занятие 15 Определение лекарственной устойчивости микроорганизмов методом стандартных дисков. Цель опыта: определить лекарственную... [читать подробенее]
Исходный уровень знаний. Антигены и антитела. Реакции иммунитета. Занятие 10 Запись в тетради Цель опыта: определить титр лизоцима в слюне(ротовой жидкости). Материал: слюна, суспензия микрококка, физраствор. Ход опыта: начертить таблицу- номера пробирок,... [читать подробенее]
Исходный уровень знаний СТРУКТУРА БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ ЗАНЯТИЕ 3 Знание структуры бактериальной клетки важно для врача, так как особенности течения и эпидемиологии некоторых болезней связаны со структурой возбудителя. Например, наличие капсулы у чумного... [читать подробенее]
1. Характеристика вирусов иммунодефицита человека (ВИЧ) и онкогенных вирусов. 2. Лабораторная диагностика ВИЧ–инфекции. 3. Разработка способов лечения и специфической профилактики ВИЧ–инфекции. 4. Характеристика возбудителей медленных инфекций вирусной и прионной... [читать подробенее]
Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 26 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АНАЭРОБНЫХ ИНФЕКЦИЙ, ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВЫЗВАННЫХ ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПАЛОЧКОВИДНЫМИ МИКРООРГАНИЗМАМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ), ДИФТЕРИИ Хотя вызываемые анаэробами заболевания (столбняк, анаэробная газовая... [читать подробенее]
Исходный уровень знаний ИТОГ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ ЗАНЯТИЕ 37 На этом занятии, которое является практически этапом экзамена по предмету, Вы должны продемонстрировать навыки и умения, которыми Вы овладели на протяжении изучения курса микробиологии,... [читать подробенее]
Исходный уровень знаний МОРФОЛОГИЯ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ГРИБОВ, СПИРОХЕТ, АКТИНОМИЦЕТОВ, МИКОПЛАЗМ, РИККЕТСИЙ, ХЛАМИДИЙ ЗАНЯТИЕ 4 Среди перечисленных микробов имеются возбудители заболеваний, с которыми приходится сталкиваться врачу любой специальности: сифилис,... [читать подробенее]