Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Биотехнологии План изучения темы
просмотров - 400

Исходный уровень знаний

ЗАНЯТИЕ 26

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АНАЭРОБНЫХ ИНФЕКЦИЙ, ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВЫЗВАННЫХ ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПАЛОЧКОВИДНЫМИ МИКРООРГАНИЗМАМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ), ДИФТЕРИИ

Хотя вызываемые анаэробами заболевания (столбняк, анаэробная газовая инфекция, ботулизм) встречаются сравнительно редко, лечение их представляет большие трудности, особенно при запоздалой диагностике. По этой причине важное значение приобретают профилактика и ранняя диагностика столбняка, анаэробной газовой инфекции и ботулизма.

В результате плановой специфической профилактики дифтерия в последние годы встречается в виде спорадических случаев. При этом наличие бактерионосительства и определённой прослойки неиммунизированных людей создает условия для возникновения отдельных случаев и даже вспышек дифтерии.

Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы вы должны знать свойства возбудителœей столбняка, ботулизма и дифтерии. Составьте схемы лабораторной диагностики этих заболеваний и усвойте методы их специфической профилактики и лечения. Обратите внимание на особенности исследований для обнаружения неспорообразующих анаэробов, а также особенности лабораторных исследований при смешанных инфекциях.

Восстановите в памяти методы культивирования и выделœения чистых культур анаэробов, свойства экзотоксинов, особенности антитоксического иммунитета͵ получение и способы введения антитоксических гетерологичных сывороток для предупреждения аллергических реакций.

Цель занятия

1. Изучить принципы лабораторной диагностики инфекций, вызванных клостридиальными и неспорообразующими анаэробами.

2. Изучить принципы лабораторной диагностики инфекций, вызванных грамотрицательными палочковидными микроорганизмами.

3. Ознакомиться с возбудителœем ботулизма, его морфологией, культуральными свойствами и факторами патогенности.

4. Изучить принципы лабораторной диагностики ботулизма.

5. Ознакомиться с возбудителями дифтерии, их морфологией, культуральными свойствами и факторами патогенности.

6. Изучить принципы лабораторной диагностики дифтерии.

7. Ознакомиться с набором иммунобиологических препаратов для диагностики, лечения и профилактики анаэробных инфекций и дифтерии.

1. Методы культивирования и выделœения чистых культур анаэробов.

2. Характеристика возбудителœей и лабораторная диагностика столбняка, анаэробной газовой инфекции.

3. Лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых неспорообразующими анаэробами.

4. Характеристика аэробных грамотрицательных палочек и лабораторная диагностика гнойных и раневых инфекций, вызываемых этими бактериями.

5. Специфическая профилактика и лечение столбняка, анаэробной газовой инфекции.

6. Характеристика возбудителя ботулизма.

7. Характеристика возбудителœей дифтерии.

Повторите по учебнику разделы: «Споры и спорообразование»; «Микробные токсины»; по руководству - методы культивирования и выделœения чистых культур анаэробов. Обратите внимание на схемы микробиологических исследований при анаэробной газовой инфекции, столбняке, ботулизме.

После изучения темы студент должен уметь

1. Идентифицировать по культуральным свойствам P.aeruginosa и протей.

2. Проводить исследования при выделœении возбудителя анаэробной газовой инфекции.

3. Классифицировать биологические препараты по теме занятия в соответствии с их назначением.

Контрольные вопросы

Перечислить методы культивирования анаэробов. Как создаются анаэробные условия при применении этих методов? Методы выделœения чистой культуры анаэробов (назвать и описать). Какой материал нужно взять от больного с предполагаемым диагнозом «анаэробная газовая инфекция»? Опишите результаты, которые наблюдаются при посœеве на соответствующие среды материала, содержащего Clostridium perfringens; через какой срок после посœева нужно учитывать результаты? Какие препараты применяются для активной иммунизации против анаэробной газовой инфекции? В каких случаях проводится пассивная иммунизация против анаэробной газовой инфекции, какими препаратами, как они вводятся? Правила забора и пересылки в лабораторию материала от больного при подозрении на анаэробную инфекцию, вызванную неспорообразующими анаэробами. Культивирование неспорообразующих анаэробов: питательные среды, газовые смеси, продолжительность культивирования. Методы дифференцировки неспорообразующих анаэробов. Методы выделœения и идентификации синœегнойных палочек, протеев из гноя при раневой и гнойной инфекции. Характеристика возбудителя столбняка: название по-латыни, морфология (споры, жгутики, капсулы), отношение к окраске по Граму, способ биологического окисления, устойчивость спор, характер токсина: действие на организм, имеются ли серологические типы токсина. Столбняк у человека: механизм заражения, основной фактор патогенности. Методика обнаружения токсина в биологической пробе. Препараты для специфической профилактики и лечения. Плановая профилактика столбняка и профилактика столбняка по показаниям.

ЗАДАЧА. В больницу поступили два пациента͵ получившие травму (повреждение кожных покровов). При опросœе выяснилось, что один из них, тракторист М., 22 лет, во время службы в армии получил плановые профилактические прививки, в том числе и против столбняка. Вторая пациентка, колхозница 50 лет, в последние 30 лет не прививалась против столбняка. Врач с целью профилактики столбняка назначил первому пациенту введение столбнячного анатоксина, второй – введение анатоксина и противостолбнячной сыворотки. Правильно ли сделал назначения врач? Почему в первом случае врач счёл возможным ограничиться введением анатоксина, а во втором назначил еще и сыворотку?

Характеристика возбудителя ботулизма: название, морфология, споры, жгутики, капсула, окраска по Граму, условия культивирования, гибнет ли при кипячении, характер токсина, серологические типы, отношение токсина к соляной кислоте и пищеварительным ферментам, к температуре 800С и к высоким концентрациям хлористого натрия. Ботулизм у человека: вследствие чего возникает заболевание, при каких условиях это может произойти; основной фактор патогенности возбудителя, действие его в организме; какие материалы берут для лабораторного исследования, что обнаруживают в исследуемом материале? Опишите методы обнаружения ботулинического токсина в крови больного, в пищевом продукте, определœение типа токсина. Препараты для активной иммунизации и лечения ботулизма; что они содержат, в каких единицах дозируются?

Характеристика возбудителя дифтерии: название по-латыни, морфология (форма, взаимное расположение клеток, споры, жгутики, капсула, включения), отношение к окраске по Граму, специальные методы окраски; способ биологического окисления, среды для культивирования, характер роста на свёрнутой сыворотке и теллуритовой среде, биологические типы. Дифтерийный токсин: действие на организм, единицы измерения силы токсина, получение антитоксина. Опишите методику определœения токсиногенности дифтерийной культуры (реакция преципитации в агаре); наиболее частая локализация местного процесса при дифтерии. Какие материалы берут от больных, а также при исследовании на носительство дифтерийной палочки? Опишите по дням ход исследования и результаты, которые наблюдаются при выделœении токсигенного возбудителя дифтерии: как формулируется ответ на разных этапах исследования? Опишите по дням ход исследования и результаты, которые наблюдаются при выделœении нетоксигенной дифтерийной палочки. Методы дифференцировки истинных дифтерийных палочек и дифтероидов: морфология, биохимическая активность, пробы на уреазу и цистиназу по антигенной структуре и вирулентности. Иммунитет при дифтерии: характер иммунитета͵ методы определœения напряжённости иммунитета͵ продолжительность иммунитета после плановых прививок. Специфическая профилактика дифтерии; какие препараты применяются, с какого возраста начинают прививки? Препарат для специфической терапии дифтерии; что содержит, как получен, в каких единицах дозируется, как вводится?

Задания для выполнения в процессе самоподготовки

Написать в дневнике название по-латыни возбудителя столбняка и схему введения гетерологичной сыворотки (по Безредке).

Работа студента на практическом занятии

1. Изучение морфологии грамотрицательных палочек и патогенных анаэробов. Промикроскопируйте и зарисуйте окрашенные по Граму препараты чистых культур синœегнойной палочки, протея, возбудителœей анаэробной газовой инфекции, столбняка и ботулизма. Название возбудителœей под рисунками напишите по-латыни.

2. Изучение культуральных свойств синœегнойной палочки и протея. Просмотрите готовые посœевы синœегнойной палочки и протея на скошенном агаре и в чашках Петри с МПА. Обратите внимание на пигмент синœегнойной палочки и характер роста протея.

3. Ознакомление с аппаратурой для выращивания анаэробов. Посмотрите аппараты Аристовского, анаэростат, эксикатор, трубки Вейон-Виньяля, посœев по Фортнеру, среду Китта-Тароцци. Устно опишите, как создаются анаэробные условия в этих аппаратах и средах.

4. Продолжение исследования отделяемого раны (2-й день). Изучите характер роста микробов на средах Китта-Тароцци, Вильсон-Блера, молоке. Приготовьте мазок из среды Китта-Тароцци, окрасьте по Граму, промикроскопируйте, зарисуйте. Сделайте посœев по Вейнбергу для выделœения чистой культуры. Опишите проделанную работу.

5. Усвоение схемы исследования материала от больных на наличие:

а) неспорообразующих анаэробов;

б) грамотрицательных палочковидных микроорганизмов (синœегнойная палочка, протей, кишечная палочка).

Расскажите устно и запишите схему исследования в дневнике.

6. Усвоение по таблицам микробиологической диагностики столбняка. Расскажите устно и запишите схему исследования в дневнике.

7. По таблицам разберите схему исследования при ботулизме. Изучите демонстрационный набор препаратов для диагностики и лечения ботулизма.

8. Изучение диагностических, профилактических и лечебных препаратов, применяемых при раневых анаэробных инфекциях. Посмотрите препараты, прочитайте этикетки, охарактеризуйте каждый препарат по схеме, приведенной на предыдущем занятии.

9. Исследование слизи зева на носительство дифтерийной палочки. Возьмите стерильным тампоном слизь из зева друг у друга и посœейте на свёрнутую сыворотку. В журнале запишите паспортные данные обследуемого студента и проделанную работу (1-й день).


Читайте также


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Занятие 3 Морфология и ультраструктура отдельных групп микроорганизмов: грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий. Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать морфологию и... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Занятие 4 Итог по разделу: «Морфология микробов». Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать структуру, морфологию и названия патогенных представителей всех изученных групп микробов, историю... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Грамотрицательными палочковидными микроорганизмами. Раневых инфекций, вызываемых гноеродными кокками и Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных и Занятие 18Цель самоподготовки После самостоятельного изучения темы... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Генетика микроорганизмов. Медицинская биотехнология. Антибиотики (окончание). Бактериофагия. Занятие 15 Определение лекарственной устойчивости микроорганизмов методом стандартных дисков. Цель опыта: определить лекарственную... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Антигены и антитела. Реакции иммунитета. Занятие 10 Запись в тетради Цель опыта: определить титр лизоцима в слюне(ротовой жидкости). Материал: слюна, суспензия микрококка, физраствор. Ход опыта: начертить таблицу- номера пробирок,... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний СТРУКТУРА БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ ЗАНЯТИЕ 3 Знание структуры бактериальной клетки важно для врача, так как особенности течения и эпидемиологии некоторых болезней связаны со структурой возбудителя. Например, наличие капсулы у чумного... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    1. Характеристика вирусов иммунодефицита человека (ВИЧ) и онкогенных вирусов. 2. Лабораторная диагностика ВИЧ–инфекции. 3. Разработка способов лечения и специфической профилактики ВИЧ–инфекции. 4. Характеристика возбудителей медленных инфекций вирусной и прионной... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 24 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИЙ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ГНОЕРОДНЫМИ КОККАМИ Заболевания, вызываемые гноеродными кокками, относятся к числу наиболее распространённых. После начала применения антибиотиков, в связи с развитием... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ИТОГ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ ЗАНЯТИЕ 37 На этом занятии, которое является практически этапом экзамена по предмету, Вы должны продемонстрировать навыки и умения, которыми Вы овладели на протяжении изучения курса микробиологии,... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний МОРФОЛОГИЯ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ГРИБОВ, СПИРОХЕТ, АКТИНОМИЦЕТОВ, МИКОПЛАЗМ, РИККЕТСИЙ, ХЛАМИДИЙ ЗАНЯТИЕ 4 Среди перечисленных микробов имеются возбудители заболеваний, с которыми приходится сталкиваться врачу любой специальности: сифилис,... [читать подробенее]