Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Биотехнологии План изучения темы
просмотров - 506

Исходный уровень знаний

СТРУКТУРА БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ

ЗАНЯТИЕ 3

Знание структуры бактериальной клетки важно для врача, так как особенности течения и эпидемиологии некоторых болезней связаны со структурой возбудителя. К примеру, наличие капсулы у чумного микроба и у возбудителя сибирской язвы способствует их быстрому распространению в организме; возбудитель ботулизма благодаря своей способности к спорообразованию не погибает при кипячении и в связи с этим сохраняется в пищевых продуктах. Вместе с тем, при идентификации, то есть при определœении вида микроорганизма, обязательно исследуется его структура - наличие капсул, спор, жгутиков, включений. В некоторых случаях эти признаки приобретают большое значение для дифференциации сходных по многим свойствам, но разных видов бактерий. К примеру, отсутствие жгутиков для дифференциации дизентерийных палочек от брюшнотифозных, а также сибиреязвенных от сходных с ними непатогенных антракоидных палочек; наличие капсул для выявления пневмококов в мокроте, сибиреязвенных палочек в материале, взятом от больного; наличие включений (зёрен волютина) для дифтерийных бактерий.

По этой причине врачу любой специальности крайне важно знать, какие бактерии имеют те или иные структурные элементы, какова биологическая роль этих элементов и как их можно выявить.

Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен знать структуру бактериальной клетки.

Для усвоения материала темы крайне важно вспомнить:

- принципы классификации микроорганизмов;

- основные размеры и формы бактерий;

- назначение сложных методов окраски.

Цель занятия

1. Отметить различия в строении и химическом составе прокариотов и эукариотов.

2. Усвоить, что сложные методы окраски служат для дифференциации микробов между собой.

3. Найти различия в структуре и химическом составе грамположительных и грамотрицательных бактерий.

4. Ознакомиться с основными методами сложной окраски, применяемыми для выявления структурных элементов бактерий.

1. Постоянные структурные элементы бактериальной клетки.

2. Непостоянные структурные элементы бактериальной клетки.

3. Биологическая роль структурных элементов клетки.

4. Методы изучения структуры бактериальной клетки.

После изучения темы студент должен уметь

1. Выявлять структурные элементы бактериальной клетки.

2. Дифференцировать микроорганизмы в зависимости от наличия или отсутствия структурных элементов.

Контрольные вопросы

Укажите принципы систематики микроорганизмов. Что такое генетическая систематика? Последовательно (от низших к высшим) назовите основные таксономические единицы в систематике микроорганизмов. Дайте определœения понятия: вид микроба, чистая культура, штамм, клон. Укажите основные признаки, по которым эукариоты отличаются от прокариотов. Укажите группы микроорганизмов, которые относятся к прокариотам, к эукариотам; назовите неклеточные формы. Как формируется название микроорганизма в соответствии с бинарной номенклатурой: что означает первое слово и как его пишут (с заглавной или строчной буквы); что означает второе слово и как его пишут? Какие термины применяются для обозначения отличий микроорганизмов в пределах одного вида? Какими терминами обозначаются отличия микроорганизмов в пределах одного вида по морфологическим признакам, по биологическим признакам, по антигенной структуре, по биохимической активности, по чувствительности к фагам, по свойствам патогенности, по биологическим свойствам? В каких единицах определяют размеры микроорганизмов и вирусов? Перечислите постоянные и непостоянные структурные элементы бактериальной клетки. Какие из структурных элементов зависят от условий существования бактерий? Клеточная стенка: её строение, биологическая роль. Какая основная химическая структура клеточной стенки характерна для всœех бактерий? С помощью каких веществ можно разрушить клеточную стенку? Как называются бактерии, лишённые клеточной стенки полностью и частично? Что такое L-формы бактерий? Где располагается цитоплазматическая мембрана? Основные химические компоненты цитоплазматической мембраны, её строение. Биологическая роль – в каких процессах принимает участие? Нуклеоид бактерий - биологическая роль, химический состав; назовите отличия генома бактерий от генома эукариотов. Способы выявления нуклеоида бактерий. Внутриплазматические включения - биологическая роль. Какие патогенные бактерии имеют включения (название возбудителя и название вещества включений)? Способ окраски включений. Споры бактерий – биологическая роль. У каких морфологических форм бактерий споры встречаются чаще всœего, очень редко, не встречаются? Процесс спорообразования: перечислите основные условия, способствующие образованию спор; время, крайне важное для образования спор; может ли образоваться спора в кипящей воде? Какова устойчивость спор во внешней среде? Время, крайне важное для превращения споры в вегетативную форму. Как могут располагаться споры в телœе бактерий? Назовите виды бактерий с различным расположением спор. Латинские названия палочек, диаметр спор у которых меньше диаметра тела и больше диаметра тела. Перечислите спорообразующие палочки, которые вызывают заболевания у человека. Способы выявления спор. Капсула бактерий – постоянный или непостоянный структурный элемент? Биологическая роль капсулы у патогенных бактерий. Перечислите патогенные бактерии, образующие капсулу в организме. Перечислите капсульные бактерии. Способ выявления капсул в препарате. Жгутики бактерий – биологическая роль, химический состав. Как разделяются бактерии по числу и расположению жгутиков? Как можно увидеть жгутики бактерий? Как можно косвенным образом судить о наличии жгутиков у бактерий? Какими методами для этого пользуются (какие препараты готовят)? Можно ли без помощи микроскопа определить наличие жгутиков у бактерий? Ворсинки (пили, фимбрии) бактерий – где располагаются? Участвуют ли они в локомоторной функции? Название ворсинок первого типа, примерное их число у клетки, биологические функции. Название ворсинок второго типа, примерное число ворсинок у клетки, биологическая роль.

Задания для выполнения в процессе самоподготовки

Напишите по-латыни названия видов патогенных микробов:

а) образующих споры;

б) образующих капсулу в организме, капсульных;

в) имеющих цитоплазматические включения.

Заполните таблицу «Структура бактериальной клетки».

Работа студента на практическом занятии

1. Изучение капсулы бактерий. Промикроскопируйте и зарисуйте демонстрационный препарат из культуры Klebsiella pneumoniae, окрашенный по способу Бурри-Гинса; капсулы на рисунке укажите стрелкой.

2. Изучение спор бактерий. Промикроскопируйте и зарисуйте мазки из культуры бацилл (антракоидной палочки) и из культуры клостридий, окрашенные по способу Ожешко; споры на рисунке отметьте стрелкой.

3. Изучение включений бактерий. Промикроскопируйте и зарисуйте демонстрационный мазок из культуры дифтерийной палочки, окрашенный по способу Нейссера; включения на рисунке отметьте стрелкой; объясните в дневнике причину окраски тела бактерий и включений в разные цвета.

4. Обнаружение наличия жгутиков у бактерий. Внимательно проследите за демонстрацией преподавателœем техники приготовления и микроскопирования препаратов «раздавленной» и «висячей» капли; приготовьте и промикроскопируйте препараты «раздавленный» и «висячей» капли из культуры подвижных бактерий. Продемонстрируйте преподавателю технику их микроскопии. Посмотрите демонстрационные пробирки с полужидкой питательной средой, засеянные подвижными и неподвижными микробами; результаты зарисуйте и дайте объяснения в дневнике. Промикроскопируйте и зарисуйте демонстрационные мазки из культуры монотрихов и перитрихов, укажите способ окраски и объясните, почему жгутики стали видны в световом микроскопе.

5. Изучение ультрамикроскопической структуры бактерий. Посмотрите таблицы и слайды с электронограммами бактерий.


Читайте также


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Занятие 3 Морфология и ультраструктура отдельных групп микроорганизмов: грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий. Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать морфологию и... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Занятие 4 Итог по разделу: «Морфология микробов». Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать структуру, морфологию и названия патогенных представителей всех изученных групп микробов, историю... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Грамотрицательными палочковидными микроорганизмами. Раневых инфекций, вызываемых гноеродными кокками и Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных и Занятие 18Цель самоподготовки После самостоятельного изучения темы... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Генетика микроорганизмов. Медицинская биотехнология. Антибиотики (окончание). Бактериофагия. Занятие 15 Определение лекарственной устойчивости микроорганизмов методом стандартных дисков. Цель опыта: определить лекарственную... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Антигены и антитела. Реакции иммунитета. Занятие 10 Запись в тетради Цель опыта: определить титр лизоцима в слюне(ротовой жидкости). Материал: слюна, суспензия микрококка, физраствор. Ход опыта: начертить таблицу- номера пробирок,... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    1. Характеристика вирусов иммунодефицита человека (ВИЧ) и онкогенных вирусов. 2. Лабораторная диагностика ВИЧ–инфекции. 3. Разработка способов лечения и специфической профилактики ВИЧ–инфекции. 4. Характеристика возбудителей медленных инфекций вирусной и прионной... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 26 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АНАЭРОБНЫХ ИНФЕКЦИЙ, ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВЫЗВАННЫХ ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПАЛОЧКОВИДНЫМИ МИКРООРГАНИЗМАМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ), ДИФТЕРИИ Хотя вызываемые анаэробами заболевания (столбняк, анаэробная газовая... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 24 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИЙ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ГНОЕРОДНЫМИ КОККАМИ Заболевания, вызываемые гноеродными кокками, относятся к числу наиболее распространённых. После начала применения антибиотиков, в связи с развитием... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ИТОГ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ ЗАНЯТИЕ 37 На этом занятии, которое является практически этапом экзамена по предмету, Вы должны продемонстрировать навыки и умения, которыми Вы овладели на протяжении изучения курса микробиологии,... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний МОРФОЛОГИЯ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ГРИБОВ, СПИРОХЕТ, АКТИНОМИЦЕТОВ, МИКОПЛАЗМ, РИККЕТСИЙ, ХЛАМИДИЙ ЗАНЯТИЕ 4 Среди перечисленных микробов имеются возбудители заболеваний, с которыми приходится сталкиваться врачу любой специальности: сифилис,... [читать подробенее]