Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Биотехнологии Дополнительный материал к занятию.
просмотров - 307

План изучения темы

Исходный уровень знаний.

Роль микробной флоры в развитии кариеса.

Занятие 27

Цель самоподготовки.

После самостоятельного изучения темы студент должен знать видовой состав микрофлоры, участвующей в формировании зубной бляшки; морфологию и физиологию кариесогенных микроорганизмов; уметь написать их названия на латыни.

Для усвоения материала крайне важно знать из прошлых занятий факторы, влияющие на формирование зубной бляшки, механизмы и этапы её формирования.

Цель занятия

1. Выработать четкое представление об этиологической роли микроорганизмов в возникновении кариеса.

2. Ознакомиться с морфологией кариесогенных микроорганизмов.

3. Усвоить правила забора материала для бактериологического исследования при кариесе.

1. Видовой состав микрофлоры, участвующей в формировании зубной бляшки.

2. Основные механизмы и этапы её формирования.

3. Кариесогенные микроорганизмы.

4. Патогенез кариеса.

После изучения темы студент должен уметь

1. Дифференцировать кариесогенные микроорганизмы в микропрепаратах.

2. Соблюдать правила забора материала из кариозной полости для микробиологического исследования.

3. Оценить результаты бактериологического исследования при кариесе.

Правила забора материала для проведения бактериологического исследования при кариесе:

1. Для устранения доступа слюны в кариозную полость крайне важно изолировать зуб с помощью обкладывания его ватными валиками.

2. Поверхностные слои размягченного дентина крайне важно удалить стерильным бором

3. Глубокий слой размягченного дентина затирают стерильным экскаватором и производят посœев этого материала для выделœения аэробных и анаэробных микроорганизмов на соответствующие питательные среды.

Контрольные вопросы.

Зубная бляшка как важный биотоп полости рта. Виды зубных бляшек по локализации. Видовой состав микрофлоры, участвующей в формировании зубных бляшек. Основные механизмы и этапы формирования зубной бляшки. Кариес зубов. Особенности микрофлоры полости рта при кариесе. Кариесогенные микроорганизмы. Метаболические особенности кариесогенных микроорганизмов, их роль в возникновении кариеса. Поверхностные структуры и ферменты Streptococcus mutans как факторы его вирулентности. Виды кариесогенных стрептококков. Факторы, обуславливающие развитие кариеса. Антагонисты кариесогенных микроорганизмов. Перспективы создания вакцин против кариеса. Особенности забора материала из кариозной полости для проведения бактериологического исследования.

Задание для самостоятельной работы.

Напишите названия кариесогенных микроорганизмов.

Работа студента на практическом занятии.

1. Разберите особенности забора материала для исследования при кариесе.

2. Промикроскопируйте и зарисуйте мазки-препараты из чистых культур кариесогенных бактерий и их антагонистов: Streptococcus mutans - окраска по Граму, Actinomyces naeslundii - окраска водным фуксином, Veillonella-окраска по Граму.

3. Разберите и изобразите в виде схемы механизмы формирования зубной бляшки и фазы формирования зубной бляшки.


Читайте также


  • - Дополнительный материал к занятию.

    План изучения темы. Исходный уровень знаний. Реакции иммунитета (окончание). Занятие 11 Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать о каждой из реакций: - ингредиенты; - механизм реакции; - методы и схемы постановки; -... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию.

    План изучения темы. Исходный уровень знаний. К антибактериальным препаратам. Определение чувствительности микроорганизмов Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. Занятие 14Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    Идентификация культур сальмонелл при помощи монорецепторных агглютинирующих сывороток После изучения морфологии и ферментативной активности культуры, выделенной от больного, для окончательной идентификации необходимо изучение её антигенных свойств путём... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 35 ВОЗБУДИТЕЛИ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ. ВОЗБУДИТЕЛИ ГЕМОРРАГИЧЕСКОЙ ЛИХОРАДКИ С ПОЧЕЧНЫМ СИНДРОМОМ, ЛИХОРАДКИ МАРБУРГ, ЛИХОРАДКИ ЭБОЛА В последние годы особенно широкое распространение получили ви- русные... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний Для усвоения материала темы необходимо знать: - выделение чистой культуры аэробов и анаэробов; - питательные среды. Цель занятия 1. Изучить принципы идентификации чистых культур по морфологическим, культуральным,... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 34 ВОЗБУДИТЕЛИ ЭНТЕРОВИРУСНЫХ (ПОЛИОМЕЛИТА, КОКСАКИ, ЕСНО), НЕЙРОВИРУСНЫХ (БЕШЕНСТВА, ВИРУСНЫХ ЭНЦЕФАЛИТОВ) ИНФЕКЦИЙ Благодаря достижениям медицинской науки, главным образом, разработке препаратов для... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 6 ФИЗИОЛОГИЯ МИКРОБОВ. ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ. КУЛЬТИВИРОВАНИЕ БАКТЕРИЙ АЭРОБОВ И АНАЭРОБОВ. МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР БАКТЕРИЙ На предыдущих занятиях вы познакомились с морфологией и тинкториальными... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний Для усвоения материала темы необходимо знать: - морфологию и физиологию грибов и других продуцентов антибиотиков; - участие структурных элементов клеток прокариотов в их физиологических функциях; - состав и функции... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний ИНФЕКЦИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАНЯТИЕ 13 Освоение вопросов инфекции необходимо врачу для понимания патогенеза инфекционных заболеваний. Экспериментальный метод исследования в микробиологии... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 17 МЕДИЦИНСКИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ, ПРОФИЛАКТИКИ И ТЕРАПИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ Вам предстоит изучить лечебно-профилактические и диагностические биологические препараты. Врачу любой... [читать подробенее]