Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Биотехнологии План изучения темы.
просмотров - 389

Исходный уровень знаний.

Антигены и антитела. Реакции иммунитета.

Занятие 10

Запись в тетради

Цель опыта: определить титр лизоцима в слюне(ротовой жидкости).

Материал: слюна, суспензия микрококка, физраствор.

Ход опыта: начертить таблицу- номера пробирок, разведение слюны.

Результат: отметьте, в каких пробирках произошёл лизис бактерий.

Вывод: укажите титр лизоцима.

3. Изучение явления фагоцитоза. Промикроскопируйте и зарисуйте препарат фагоцитоза стафилококков.

4. Изучение незавершённого фагоцитоза. Промикроскопируйте и зарисуйте препарат из гноя больного гонореей.

Цель самоподготовки.

После самостоятельного изучения материала крайне важно знать:

- антигены, способы их получения и практическое применение;

- антитела, их свойства, строение, структурные основы специфичности; процесс антителогенеза;

- реакции иммунитета͵ механизм, ингредиенты, методы постановки, практическое применение.

Для усвоения материала темы крайне важно повторить структуру простых и сложных белков, структуру иммуноглобулинов, клетки крови и органов иммунной системы; резус–фактор и антитела к нему.

Цель занятия.

1. Выработать чёткое преставление:

- об антигенах, их разнообразии, свойствах;

- об антителах, их строении, классах иммуноглобулинов, их роли.

2. Изучить:

- строение и функционирование иммунной системы;

- специфические формы иммунного ответа: клеточный и гуморальный ответы, иммунологическая память, иммунологическая толерантность;

- механизмы взаимодействия антиген-антитело: принципы и методы постановки реакций агглютинации и преципитации.

3. Научиться интерпретировать результаты серологических исследований.

1. Антигены микробов.

2. Антитела.

3. Реакции иммунитета: реакция нейтрализации токсина антитоксинами, реакция агглютинации, реакция преципитации.

После изучения темы студент должен уметь.

1. Поставить реакцию агглютинации на стекле, развёрнутую реакцию агглютинации, реакцию кольцепреципитации в пробирках.

2. Учесть готовый результат развёрнутой реакции агглютинации в пробирках; учесть и оценить реакцию преципитации в агаре.

Контрольные вопросы.

Приобретённый иммунитет, отличие его от наследственного (видового, врождённого). Виды приобретённого иммунитета.

Задача. В семье заболел дифтерией ребенок Валерий, 3 лет. Другие члены семьи не заболели, причём мать переболела дифтерией в детстве, а отец был привит дифтерийным анатоксином. Старшая сестра Наташа, 5 лет, в своё время не была привита дифтерийным анатоксином из-за медицинских противопоказаний, в связи с этим пришлось провести ей экстренную профилактику с помощью противодифтерийной антитоксической сыворотки. Младший брат, Виталий, 3-х месяцев, не заболел, хотя ничем не был привит. В доме есть кошка и собака, они не заболели. Назовите для каждого из членов семьи и для животных вид иммунитета͵ благодаря которому они не заболели.

Что такое антиген? Какие вещества бывают антигенами? Полноценные антигены и гаптены, чем они отличаются друг от друга? Структура антигена. Как принято называть часть молекулы антигена, определяющая его специфичность? Назовите известные Вам антигены. Что такое аутоантигены? Антигенное строение микробной клетки. Жгутиковые и соматические антигены; локализация, буквенное обозначение, химическая природа, отношение к температуре, способ получения, практическое применение. Видоспецифические, типоспецифические и группоспецифические антигены микробов, их практическое значение для идентификации микроорганизмов. Антигены организма человека, аутоантигены. Антигены главного комплекса гистосовместимости (МНС) и их роль в формировании иммунного ответа в реакциях отторжения трансплантата. Анатоксин, его свойства, применение, получение. Какая ткань составляет иммунную систему организма? Укажите центральные и периферические органы иммунной системы человека. Опишите процесс формирования гуморального и клеточного иммунного ответа. Укажите клетки, которые осуществляют захват и переваривание антигена; клетки, которые взаимодействуют при формировании гуморального иммунитета͵ клеточного иммунитета; клетки, которые трансформируются и превращаются в плазмоциты, продуцирующие антитела; клетки, стимулирующие данный процесс; клетки, которые угнетают иммунный ответ; клетки, которые убивают опухолевые клетки, и заражённые вирусом клетки. Что такое антитела? Как получить иммунную сыворотку? Как получить сыворотку, которая бы нейтрализовала столбнячный токсин? Против каких антигенов образуются антитоксины, агглютинины, гемолизины? Какие антитела образуются при введении в организм дифтерийного анатоксина? дифтерийных бактерий? Химическая природа и структура антител. Что такое активный центр иммуноглобулина? Перечислите классы иммуноглобулинов, их свойства. Укажите класс иммуноглобулинов, способных проникать через плаценту. К какому классу относятся секреторные иммуноглобулины? Динамика накопления антител. Чем отличается вторичный иммунный ответ от первичного? Как в практической медицинœе используются знания о динамике иммунного ответа? Что такое реакции иммунитета͵ каков их механизм, фазы реакции. В каких 2-х направлениях используют реакции иммунитета? Перечислите реакции иммунитета.

Задача. Поставьте вместо пропущенных слов «анатоксин» или «антитоксин»: _________ является антигеном, _________ является антителом, __________ создает при введении в организм активный иммунитет, __________ создает при введении в организм пассивный иммунитет, __________ получают путём иммунизации животных, ___________ получают из токсина при воздействии формалином и теплом, ___________ нейтрализует токсины, __________ вызывает в организме образование антител.

Реакция агглютинации: что такое агглютинация, что является антигеном, что - антителом; методы постановки, какие контроли ставятся и для чего; как должны выглядеть контроли? Агглютинирующие сыворотки, что они содержат, как их получают, для чего применяются; что такое титр агглютинирующей сыворотки? Реакция непрямой (пассивной) гемагглютинации: что служит антигеном в этой реакции, как его получают, механизм реакции? Что такое эритроцитарный диагностикум? Что такое антительный эритроцитарный диагностикум? Реакции преципитации: что такое преципитация, что служит антигеном; как получить преципитирующую сыворотку? Что такое титр преципитирующей сыворотки? Методы постановки, практическое применение.

Задача. На одежде человека, обвиняемого в убийстве, обнаружено пятно крови. С помощью какой реакции можно определить, человеческая ли это кровь; что в этой реакции будет антигеном, и что антителами; какой диагностический препарат нужно иметь в лаборатории для этой реакции, как его приготовляют?

Задача. Как при помощи реакции преципитации определить, является ли доставленный для анализа образец мяса крупного рогатого скота или мясом лошади; какие необходимы диагностические препараты?

Реакция преципитации в агаровом гелœе, способы постановки, практическое применение.

Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

Составьте таблицу «Реакции иммунитета» по схеме:

Реакция иммунитета Антиген Антитела Проявление реакции Способы постановки Применение
           

Таблица будет продолжена на следующем занятии.

Работа студента на практическом занятии.

1. Демонстрация развёрнутой реакции агглютинации.

Цель опыта: определить титр агглютинирующей сыворотки.

Материал: агглютинирующая сыворотка, взвесь бактерий, физиологический раствор.

Ход опыта: начертить таблицу: Номера пробирок, разведение сыворотки.

Порядок постановки. Взять 6 пробирок. Во всœе пробирки налить по 1 мл физиологического раствора. Затем в 1 пробирку налить 1 мл агглютинирующей сыворотки, разведенной 1:50. Перенести 1 мл из 1-ой во 2-ю, из 2-ой в 3-ю, из 3-й в 4-ю, из 4-й в 5-ю, а из 5-ой пробирки вылить 1 мл в дезинфицирующий раствор. Добавить по 2 капли антигена во всœе пробирки. Поставить на 2 часа в термостат, после чего учесть результат.

Номера пробирок
Физ. раствор, мл 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Агглютинирующая сыворотка в разведении 1:50, мл 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1мл вылить
Антиген (взвесь бактерий в каплях)
Разведение сыворотки 1:100 1:200 1:400 1:800 1:1600 контроль антигена
Результат

Результат: отметьте, в каких пробирках произошла агглютинация.

Вывод: укажите титр сыворотки.

2. Постановка реакции агглютинации на стекле.

Цель опыта: определить, являются ли антигены бактерий и антитела иммунной сыворотки специфичными друг для друга.

Материал: физиологический раствор, иммунная сыворотка, культура бактерий на скошенном агаре.

Ход опыта: нарисуйте.

Результат: отметьте на рисунке.

Вывод: сформулируйте.

3. Изучите реакцию пассивной гемагглютинации по таблице и по демонстрационной реакции.

4. Постановка реакции преципитации.

Цель опыта: определить видовую принадлежность белка крови.

Материалы: вытяжка из кровяного пятна, преципитирующие сыворотки против белка человека и белка барана.

Ход опыта: таблица.

Результат: отметьте, в какой пробирке произошла преципитация.

Вывод: сформулируйте.

5. По демонстрационной реакции преципитации в агаровом гелœе определите токсигенность дифтерийных палочек. Укажите, какие культуры являются токсигенными.

6. Изучите диагностические препараты. Препараты, содержащие антиген: диагностикумы, эритроцитарные диагностикумы. Препараты, содержащие антитела: агглютинирующие сыворотки, преципитирующие сыворотки.


Читайте также


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Занятие 3 Морфология и ультраструктура отдельных групп микроорганизмов: грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий. Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать морфологию и... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Занятие 4 Итог по разделу: «Морфология микробов». Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать структуру, морфологию и названия патогенных представителей всех изученных групп микробов, историю... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Грамотрицательными палочковидными микроорганизмами. Раневых инфекций, вызываемых гноеродными кокками и Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных и Занятие 18Цель самоподготовки После самостоятельного изучения темы... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Генетика микроорганизмов. Медицинская биотехнология. Антибиотики (окончание). Бактериофагия. Занятие 15 Определение лекарственной устойчивости микроорганизмов методом стандартных дисков. Цель опыта: определить лекарственную... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний СТРУКТУРА БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ ЗАНЯТИЕ 3 Знание структуры бактериальной клетки важно для врача, так как особенности течения и эпидемиологии некоторых болезней связаны со структурой возбудителя. Например, наличие капсулы у чумного... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    1. Характеристика вирусов иммунодефицита человека (ВИЧ) и онкогенных вирусов. 2. Лабораторная диагностика ВИЧ–инфекции. 3. Разработка способов лечения и специфической профилактики ВИЧ–инфекции. 4. Характеристика возбудителей медленных инфекций вирусной и прионной... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 26 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АНАЭРОБНЫХ ИНФЕКЦИЙ, ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВЫЗВАННЫХ ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПАЛОЧКОВИДНЫМИ МИКРООРГАНИЗМАМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ), ДИФТЕРИИ Хотя вызываемые анаэробами заболевания (столбняк, анаэробная газовая... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 24 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИЙ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ГНОЕРОДНЫМИ КОККАМИ Заболевания, вызываемые гноеродными кокками, относятся к числу наиболее распространённых. После начала применения антибиотиков, в связи с развитием... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ИТОГ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ ЗАНЯТИЕ 37 На этом занятии, которое является практически этапом экзамена по предмету, Вы должны продемонстрировать навыки и умения, которыми Вы овладели на протяжении изучения курса микробиологии,... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний МОРФОЛОГИЯ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ГРИБОВ, СПИРОХЕТ, АКТИНОМИЦЕТОВ, МИКОПЛАЗМ, РИККЕТСИЙ, ХЛАМИДИЙ ЗАНЯТИЕ 4 Среди перечисленных микробов имеются возбудители заболеваний, с которыми приходится сталкиваться врачу любой специальности: сифилис,... [читать подробенее]