Категории
Биология
ЗАНЯТИЕ 16 просмотров - 372
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗООНОЗНЫХ
ИНФЕКЦИЙ.
Общая цель занятия.
Научить студентов применять полученные знания по общей микробиологии в частной на примере возбудителей зоонозных инфекций, используя знание механизма развития данных инфекций в организме человека и базовых методов микробиологического исследования, применение которого крайне важно будущим специалистам в рамках обязанностей врача.
Семейство:Enterobakteriacea
Род:Yersinia
Вид:Y. pestis - возбудитель чумы
Семейство:Brucellaсеае
Род:Brucella
Виды:В. Melitensis, b. abortus, B. suis, B. neotomae, B. ovis, B. canis - возбудители бруцеллеза.
Род:Francisella
Вид:F. Tularensis – возбудитель туляремии
Семейство:Bacillaceae
Род:Bacillus
Вид:B. anthracis – возбудитель сибирской язвы
А. Обсуждаемые вопросы:
1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.
Стенд-информация по теме: "Возбудители бруцеллеза, чумы, сибирской язвы, туляремии".
1. РОД БРУЦЕЛЛ:
а) демонстрация морфологии возбудителей бруцеллеза в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных;
б) демонстрация роста бруцелл на печеночномагаре;
в) серодиагностика бруцеллеза, демонстрация реакции Райта и РПГА;
г)МБП: бруцеллезная вакцина, бруцеллин, бруцеллезный диагностикум.
2. РОД ИЕРСИНИЙ:
а) демонстрация морфологии палочек чумы в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных;
б) демонстрация характера колоний;
в)МБП;
г) возбудители псевдотуберкулеза, их свойства и методы диагностики.
3. РОД ФРАНЦИСЕЛЛ:
а) демонстрация морфологии туляремийных палочек в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных;
б) демонстрация характера роста колоний на специальных средах;
в) методы лабораторной диагностики;
г)МБП: вакцина тулярин, туляремийныйдиагностикум;
4. РОД БАЦИЛЛ:
а) демонстрация морфологии сибиреязвенной палочки в мазках из чистой культуры;
б) демонстрация роста колоний на МПА и МПБ;
в) демонстрация реакции Асколи для обнаружения сибиреязвенного антигена.
г)МБП: вакцина, антраксин, иммуноглобулин;
5. Дать заключение о показании к вакцинации и способах приготовления и использования МБПпри зоонозных инфекциях.
Б. Вопросы для самоподготовки:
а) Какие виды бруцелл вызывают бруцеллез у человека?
б) Каковы основные хозяева бруцелл соответствующих видов?
в) Каковы морфология и культуральные свойства различных видов бруцелл?
г) Какой из видов бруцелл наиболее патогенен для человека?
д) Каковы пути заражения бруцеллезом?
е) Какие микробиологические методы применяются для диагностики бруцеллеза?
ж) Какой берется от больного материал для выделения возбудителя бруцеллеза? Как осуществляется выделение возбудителя из разного материала?
з) Какими методами осуществляется серологическая диагностика бруцеллеза? Какова техника постановки серологических реакций?
и) Как производится оценка реакции Райта? Какова ее диагностическая ценность?
к) Как ставится аллергическая проба Бюрне? Через сколько времени и как производится ее оценка?
л) С какого дня заболевания рекомендуется ставить реакцию Райта и пробу Бюрне?
м) Что такое бруцеллин и как его получают?
н) Как производится специфическая профилактика бруцеллеза? Как производится отбор лиц, подлежащих специфической вакцинации?
Г.Письменное задание:
1. Записать особенности единого бруцеллезного диагностикума.
2. Записать особенности активной специфической профилактики, проводимой при данных инфекциях.
3. Решение ситуационных задач по теме занятия.
Рекомендуемая литература
а) основная литература:
1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология / под ред. В. В. Зверева: учеб.: в 2 т. / под ред. В. В. Зверева.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 448 с. по 387 экз.
2. Поздеев, О. К. Медицинская микробиология: учеб. пособие.- /О. К. Поздеев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 768 с. 62 экз.
3. Хаитов, Р. М. Иммунология: учеб. с CD. / Р. М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 320 с. 65 экз.
б) Дополнительная литература:
1. Борисов, Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. / Л. Б. Борисов. - М.: МИА, 2002. - 736 с.92 экз.
2. Воробьев, А. А. Медицинская и санитарная микробиология: учеб. пособие./ А. А. Воробьев - М.: Академия, 2003. – 464 с. 463 экз.
3. Земсков, А. М. Клиническая иммунология: учеб./ А. М. Земсков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.- 320 с. 19 экз.
4. Коротяев, А. И. Медицинская. микробиология, иммунология и вирусология: учеб./ А. И. Коротяев. - СПб., СпецЛит, 2008.- 767 с. 8 экз.
5. Пожарская, В. О. Общая микробиология с вирусологией и иммунологией (в графическом изображении): учеб. пособие.- / В. О. Пожарская. - М.: Триада-Х, 2004. – 352с. 218 экз.
Зав.кафедрой микробиологии, профессор И.А.Базиков
ПЛАН ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО КУРСУ ЧАСТНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ.
Читайте также
Тема 9: Частный жилищный фонд. (2 часа) 1. Основания возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц. 2. Виды, организация и деятельность организаций граждан-застройщиков. Жилищно-строительный кооператив. 3. Управление недвижимым имуществом... [читать подробенее]
Цели: выявление стресс-факторов, характерных для осужденных; снижение психической напряженности и развитие эмоциональной устойчивости осужденных; диагностика неосознаваемых личностных потребностей осужденных, их понимание и коррекция. Упражнение 1.... [читать подробенее]
Древняя Русь и кочевники Территория. Соседи: Волжская Булгария, Хазария. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов Обзор письменных и археологических источников славян в 1 тыс. н. э. Лекция 2. Проблема этногенеза восточных... [читать подробенее]
По назначению основные средства делятся на производственные (используемые при ведении обычных видов деятельности- участвуют в процессе производства и дают продукцию) и непроизводственные (не используемые при ведении обычных видов деятельности- находятся в бюджетной... [читать подробенее]
Тема: Морфология вирусов. Цель работы:Ознакомить студентов со строением и размножением вирусов и бактериофагов. Название вирус (в переводе означающее «яд») применяли сначала для обозначения различных малоизученных болезнетворных агентов. Позднее оно закрепилось за... [читать подробенее]
Тема: Азотфиксация. Цель работы:Ознакомить студентов с симбиотическими и свободноживущими азотфиксаторами. Микроскопирование азотфиксирующих бактерий. Процесс фиксации атмосферного азота бактериями имеет большое значение для общего баланса азота в почве. Он... [читать подробенее]
1. Тема: Рубежный контроль по разделу: “Молекулярная биология”. 2. Цель занятия:Обобщить полученные знанияи научить студентов сформировать представление об основных молекулярно-генетических и клеточных уровнях организации жизни, о строении, свойствах и функциях... [читать подробенее]
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЭНТЕРОВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ И ГЕПАТИТОВ Общая цель занятия. Научить студентовприменять полученные знания по общей микробиологии в частной. Разобрать лабораторные методы исследования применяемые при вирусных заболеваниях печени и ЦНС,... [читать подробенее]
ОБЩАЯ ВИРУСОЛОГИЯ. Общая цель занятия. Научить студентовприменять полученные знания по общей микробиологии в частной, ознакомить с устройством и особенности работы вирусологической лаборатории. Разобрать лабораторные методы исследования применяемые при вирусных... [читать подробенее]
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СПИРОХЕТОЗОВ Общая цель занятия. Научить студентов применять полученные знания по общей микробиологии в частной на примере возбудителей спирохетозов, используя знание механизма развития данных инфекций в организме человека и основных... [читать подробенее]