Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Биология Онтогенез людини
просмотров - 570

Лекция №4

Мета: Знайомство з періодизацією онтогенезу людини, критичними періодами та можливостями їх плідного подолання.

План:

  1. Життєвий цикл людини. Біогенетичний закон.
  2. Основні періоди життя людини та їх особливості.
  3. Акселœерація та децелœерація.
  4. Конституціональні варіанти в нормі у людини – Семинар. + конспект..

Термины для записи в словарь: онтогенез, филогенез, гаметы, зигота͵ эмбрион, акселœерация, децелœерация, ретардация, пубертатный период, климактерический период.

Література: [1], [3], [4], [13], [16],[18].

1. Життєвий цикл людини. Біогенетичний закон.

Онтогенез -(индивидуальное развитие),процесс развития организма с момента зарождения до конца жизни. Характеризуется тесно взаимосвязанными количественными (рост) и качественными (дифференцировка) преобразованиями, строго определёнными для каждого периода развития. Термин «онтогенез» введён нем. биологом Э. Геккелœем в 1866 ᴦ.

Индивидуальное развитие организма, или онтогенез, - это совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до смерти. В онтогенезе происходит реализация наследственной информации, полученной организмом от родителœей.

Следовательно, жизненный цикл человека состоит из 5и базовых этапов (отличаются по своему временному промежутку):

· проэмбриональное развитие (момент оплодотворения);

· эмбриональное развитие;

· рождение;

· постэмбриональное развитие;

· смерть.

Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos — имеющий отношение к рождению) — историческое развитие организмов.

В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени. Таксономия (классификация организмов по сходству) основана на филогенезе, но методологически отличается от филогенетического представления организмов.

Филогенез рассматривает эволюцию в качестве процесса, в котором генетическая линия — организмы от предка к потомкам — разветвляется во времени, и её отдельные ветви могут специализироваться относительно общего предка, сливаться в результате гибридизации или исчезать в результате вымирания.

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера (также известен под названиями «закон Геккеля», «закон Мюллера-Геккеля», «закон Дарвина-Мюллера-Геккеля», «основной биогенетический закон»): каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденного его предками или его видом (филогенез).

Зародыши по Геккелю. Рисунок из книги Ремане (1892), воспроизводящий исходную иллюстрацию Геккеля

Этот закон сыграл важную роль в истории развития науки, однако в настоящее время в своем исходном виде не признается современной биологической наукой.

По современной трактовке биогенетического закона, предложенной русским биологом А.Н. Северцовым в начале 20 века, в онтогенезе происходит повторение признаков не взрослых особей предков, а их зародышей.

2. Основні періоди життя людини та їх особливості

Вспомним основные этапы жизненного цикла человека:

1. Проэмбриональное развитие (момент оплодотворения).

2. Эмбриональное развитие.

3. Рождение.

4. Постэмбриональное развитие.

5. Смерть.

Рассмотрим их подробнее.

1. В проэмбриональном периоде развиваются и формируются женские и мужские половые клетки – гаметы, которые при слиянии образуют оплодотворённое яйцо (зиготу).

2. Эмбриональное развитие, или зародышевое развитие, включает стадии зародыша и плода. После родов начинается постэмбриональный период, продолжающийся всю жизнь и заканчивающийся смертью. (СМОТРИМ ПРЕЗЕНТАЦИЮ – ДОМА ВСЕ ПЕРЕПИСАТЬ В КОНСПЕКТ!!!)

ЗАРОДЫШЕВОЕ РАЗВИТИЕ (эмбриональное развитие, эмбриогенез), период индивидуального развития животного организма от оплодотворения (образования зиготы) до рождения Главные этапы зародышевого развития – дробление, гаструляция и образование органов (органогенез) и тканей (гистогенез). В результате дробления зиготы образуется бластула, первая многоклеточная стадия зародыша, имеющая определённое строение. Путём т. н. гаструляции бластула переходит в гаструлу. В зародыше на стадии гаструлы происходит перемещение клеточных масс (т. н. морфогенетические движения) и выделœение клеточных слоёв – зародышевых листков, наружного – эктодермы и внутреннего – энтодермы. Затем различными способами у зародышей (кроме губок и кишечнополостных) закладывается средний зародышевый листок – мезодерма. С обособлением зародышевых листков определяется общий план строения организма, сходный даже у эволюционно далёких групп животных. Так, у всœех позвоночных из эктодермы развивается эпителий кожи, её производные (волосяной покров, перья), нервная система, из энтодермы – пищеварительный тракт и связанные с ним органы, из мезодермы – скелœет, мышцы, кровеносная и выделительная системы. Процессы органогенеза и гистогенеза – следующий после гаструляции этап зародышевого развития. Для этого периода характерна активная дифференцировка, т. е. возникновение специализированных клеток и формирование из них специализированных органов и тканей.

Зародышевое развитие представляет собой сложно организованную последовательность взаимодействующих структур и событий. На разных этапах в его регуляции принимают участие различные факторы. На начальных стадиях ключевую роль играет цитоплазма зиготы. В дальнейшем значение приобретают генетический аппарат клеток, точнее дифференциальная экспрессия генов (в разных клетках и тканях активны разные гены и, следовательно, синтезируются специфичные для каждой ткани белки), контакты, сродство и взаимные влияния как между клетками, так и между частями зародыша (эмбриональная индукция), гормоны и другие вещества, побуждающие клетки дифференцироваться в нужном направлении, и др. Многие важные процессы, из которых складывается зародышевое развитие, изучены недостаточно, а способы их регуляции неизвестны. По этой причине вопрос о том, как и почему в определённое время в определённом месте развивающегося организма происходит определённое событие, остаётся одним из центральных в биологии.

Дальнейшая дифференцировка клеток каждого зародышевого листка приводит к образованию тканей (гистогенез) и формированию органов (органогенез). Кроме нервной системы из эктодермы развивается наружный покров кожи — эпидермис, и его производные (ногти, волосы, сальные и потовые желœезы), эпителий рта͵ носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т. д.

Из энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную желœезу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную желœезы.

Производными мезодермы являются соединительнотканная основа кожи (дерма), вся собственно соединительная ткань, кости скелœета͵ хрящи, кровеносная и лимфатическая системы, дентин зубов, брыжейка, почки, половые желœезы, мускулатура.

Зародыш развивается как единый организм, в котором всœе клетки, ткани и органы находятся в тесном взаимодействии. При этом один зачаток оказывает влияние на другой, в значительной мере определяя путь его развития. Вместе с тем, на темпы роста и развития зародыша оказывают влияние внешние и внутренние условия.

Органогенез завершается в основном к концу эмбрионального периода развития. При этом дифференцировка и усложнение органов продолжается и в постэмбриональном периоде.


Читайте также


  • - Тема: Онтогенез людини (2 години).

    Тема: Еволюція людини (2 години). Тема: Сутність життя (2 години). Тема: Біологія як наука про життя (2 години). Модуль 1. Основи біології людини Лекційні заняття Заняття 1.Мета проведення: Ознайомлення з сучасною системою... [читать подробенее]


  • - Тема: Онтогенез людини

    Заняття 4 Тема: Еволюція людини Заняття 3 Мета проведення: Закріплення знань стосовно еволюційних теорій в біологічній науці. Обговорення місця та ролі людини в системі живого світу. План: I. Підготовка усних доповідей за наступними питаннями: 1.... [читать подробенее]