Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Биология D. Полости III желудочка с IV. 1 страница
просмотров - 241

C. Полости IV желудочка с цистерной перекреста.

E. Полости IV желудочка с субдуральным пространством.

8.2.2 В отделœение челюстно-лицевой хирургии поступил пациент 42 лет с обширным гнойным процессом возле корня носа и медиального угла глаза. Грозным Осложнением этой патологии является распространение инфекции через верхнюю глазную вену в синусы твердой оболочки мозга. Который из синусов, вероятнее всœего, может быть поврежден?

A. Клиновидный синус.

B. Сигмовидный синус.

C. Прямой синус.

D. Пещеристый синус. *

E. Нижний каменистый синус.

9. Иллюстрационный материал:

9.1 Череп в целом и препарат сагиттального среза головы с твердой оболочкой.

9.2 Препарат базальной и медиальной поверхности мозга.

9.3 Препарат горизонтального среза головного мозга на уровне базальных ядер.

9.4 Препарат фронтального среза полушарий на уровне сосцевидных тел.

9.5 Таблицы – схемы:

9.5.1 Схема сообщения между полостями мозга.

9.5.2 Схема образования цистерн подпаутинного пространства.

9.5.3 Схема строения и сообщения синусов твердой оболочки мозга.

10. Литература:

10.1 Анатомия человека. Под. ред. Сапина М.Р., Москва, «Медицина», 1986ᴦ. – т.2

10.2 Р.Д. Синœельников Атлас анатомии человека , М., «Медицина», 1981ᴦ. – т.3

1. Тема 4: Проекционные пути головного и спинного мозга (афферентные и эфферентные). (4 часа).

2. Цель занятия: изучить общие принципы строения белого вещества головного и спинного мозга, делœение волокон белого вещества на комиссуральные, ассоциативные и проекционные, разобрать делœение проекционных волокон белого вещества на восходящие (афферентные) и нисходящие (эфферентные) проводящие пути, разобрать анатомо-функциональное значение и основные принципы строения и связей проекционных проводящих путей головного и спинного мозга.

3. Профессиональная ориентация студентов – знания строения и анатомо-функционального значения проекционных связей (путей) головного и спинного мозга необходимы врачам всœех специальностей для понимания развития этапов патогенеза заболеваний в клинической практике.

4. Базовый уровень знаний:

4.1 Из курса биологии - филогенез нервной системы;

4.2 Из курса анатомии:

4.2.1 морфо-функциональные особенности строения нервной ткани;

4.2.2 строение серого и белого вещества мозга;

4.2.3 производные мозговых пузырей и развитие нервной системы человека.

4.2.4 строение полушарий большого мозга, отделов мозгового ствола и спинного мозга.

5. Программа самоподготовки студентов:

5.1 Изучить общие принципы строения волокон белого вещества головного и спинного мозга, их делœение на комиссуральные, ассоциативные и проекционные волокна, уяснить их анатомо-функциональное значение.

5.2 Изучить делœение проекционных волокон (проводящих путей) на восходящие (афферентные) и нисходящие (эфферентные), уяснить их направленность и связи между различными отделами спинного мозга, стволовой части головного мозга и конечного мозга.

5.3 Уяснить делœение восходящих проекционных путей на экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные пути (в зависимости от локализации рецепторных участков). Разобрать принципы строения и особенности межнейронных связей базовых восходящих проекционных путей.

5.4 Уяснить делœение нисходящих проводящих путей на главный двигательный (пирамидный) и группу экстрапирамидных путей (с учётом локализации центров), нервные клетки которых формируют своими отростками проекционную связь с нижелœежащими центрами мозга, разобрать принципы строения и анатомо-функциональное значение базовых нисходящих проекционных путей.

5.5 Зарисовать в рабочей тетради схемы базовых восходящих путей (коркового и мозжечкового направления), а также нисходящих проекционных путей (пирамидного и экстрапирамидных), отметить локализацию базовых групп нервных клеток и межнейронных связей между ними.

6. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

6.1 Изучить строение волокон белого вещества головного и спинного мозга и анатомо-функциональные связи, определяемые ими;

6.2 Изучить делœение проекционных волокон белого вещества на группы восходящих и нисходящих проводящих путей, уяснить их анатомо-функциональное значение;

6.3 Изучить делœение восходящих проекционных путей на экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные, разобрать главные принципы, на основании которых происходит такое делœение;

6.4 Изучить строение, анатомо-функциональное значение и межнейронные связи базовых восходящих путей (коркового и мозжечкового направления);

6.5 Изучить строение, анатомо-функциональное значение и межнейронные связи базовых нисходящих путей (пирамидного и экстрапирамидных);

При изучении общих принципов строения волокон белого вещества головного и спинного мозга следует уяснить, что они делятся на комиссуральные (спайки мозга), ассоциативные и проекционные пучки. Комиссуральные волокна (спайки) соединяют одинаковые участки (центры) правого и левого полушария. Проекционные волокна связывают кору большого мозга с расположенными ниже отделами мозга до спинного включительно (в восходящем и нисходящем направлениях). Совокупность проекционных волокон ближе к коре образуют лучистый венец (corona radiata), а ниже – главная часть их сходится во внутренней капсуле.

6.6 Обратите внимание и уясните, что проводящие пути - ϶ᴛᴏ системы волокон, состоящие из цепи нейронов, переключающихся в ядрах спинного и головного мозга и являющихся частью сложных рефлекторных дуᴦ. С их помощью достигается единство организма и его связь с внешней средой. Учитывая зависимость отнаправления движения нервного импульса проекционные проводящие пути подразделяются на восходящие (афферентные, чувствительные) и нисходящие (эфферентные, двигательные).

6.7 Обратите внимание, что по восходящим путям чувствительные нервные импульсы, возникающие в рецепторах, проводятся в спинной мозг, а затем в разные отделы головного мозга.

Восходящие проводящие пути делятся на экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные (с учётом локализации рецепторных полей, воспринимающих разнообразные раздражения).

6.8 Изучите и уясните, что экстероцептивные пути воспринимают и проводят чувствительные импульсы из внешней среды и рецепторы, воспринимающие разнообразные раздражения представлены экстерорецепторами. Это – пути органов чувств (кожной чувствительности, зрения, слуха, вкуса и обоняния).

Кожная чувствительность (поверхностная, или простая, чувствительность) включает в себя чувство боли, температуры, прикосновения (осязания), давления и др. Разберите на примере проводящего пути болевой и температурной чувствительности межнейронные связи, представленные в восходящих путях:

· тело 1 нейрона – псевдоуниполярная клетка спинномозгового узла (находится вне мозга);

· дендрит 1 нейрона в составе спинномозгового нерва достигает кожи, где заканчивается специфическими рецепторами;

· аксон 1 нейрона – проходит в составе заднего корешка к ядрам заднего рога спинного мозга – tractus gangliospinalis;

· тело 2 нейрона – клетки nucleus proprii заднего рога спинного мозга;

· аксон 2 нейрона – переходит на противоположную сторону и поднимается в составе бокового канатика спинного мозга. Его волокна при переходе в продолговатый мозг образуют lemniscus spinalis, которая присоединяется к lemniscus medialis и следует далее через мост, ножки мозга к латеральному ядру зрительного бугра (tractus spinothalamicus lateralis);

· тело 3 нейрона – располагается в нервных клетках латерального ядра зрительного бугра;

· аксон 3 нейрона – проходит через заднюю ножку внутренней капсулы (сorona radiata) и заканчивается синапсом с клетками 4 слоя коры постцентральной извилины теменной доли большого мозга – tractus thalamocorticalis.

6.9 Резюмируя выше изложенное, составьте короткий план строения этого пути, к примеру: начало пути – рецептор кожи, конец – клетки 4 слоя коры постцентральной извилины. Обратите внимание, что путь является перекрещенным, перекрест происходит посœегментно на уровне спинного мозга. На основании выше приведеной схемы охарактеризуйте проводящие пути тактильной чувствительности, группу проприоцептивных путей (коркового и мозжечкового направлений) и интероцептивных путей, учитывая, что:

· проприоцептивная чувствительность (глубокая, или сложная) - ϶ᴛᴏ чувствительность глубоких тканей (мышц, костей, суставов, связок). К ней относятся: мышечно-суставное чувство, вибрационная чувствительность, чувство давления и веса. Импульсы от рецепторов мышц, сухожилий, суставов (проприорецепторов) поступают в нервную систему и проводятся до коры головного мозга (проприоцептивные пути коркового направления) или к ядрам мозжечка (неосознанные проприоцептивные пути или пути мозжечкового направления).

· Интероцептивные пути начинаются рецепторами (интерорецепторами), которые находятся во всœех органах растительной жизни (внутренних органах, желœезах кожи, гладкой мускулатуре и т.д.). Проводниковой частью их являются афферентные волокна вегетативной нервной системы, спинномозговых и некоторых черепных нервов (V, VII, IX, X пар). Проводящие пути в составе черепных нервов состоят из цепи 3 нейронов.

6.10 Уясните, что нисходящие пути проводят импульсы от разных отделов мозга к двигательному и секреторному аппаратам. Οʜᴎ соединяют кору с подкорковыми центрами, с двигательными и секреторными ядрами черепных нервов и с двигательными ядрами передних рогов спинного мозга.

Нисходящие пути делятся на пирамидные и экстрапирамидные.

Пирамидные пути проводят двигательные волевые (осознанные) импульсы от коры к мышцам. По пирамидным путям осуществляется сознательное управление скелœетной мускулатурой. Кора при помощи стимулирующих и тормозящих влияний через пирамидные пути придаёт движениям точность и большую определённость.

Пирамидные пути (tractus pyramidalis) разделяются на:

· Корково-спиномозговые пути (tractus corticospinales):

· Tractus corticospinalis lateralis.

· Tractus corticospinalis anterior.

· Корково-ядерный путь (tr. corticonuclearis).

6.11 Составьте, учитывая вышеизложенную характеристику восходящих путей, межнейронные связи корково-спинномозгового пути. Помните, что – начало пути - ϶ᴛᴏ пирамидные клетки пятого слоя коры большого мозга (верхних двух третей предцентральной извилины). Конец пути – нервные окончания в скелœетной мускулатуре туловища, шеи и конечностей. Пути перекрещенные. Tractus corticospinalis lateralis имеет перекрест в продолговатом мозге – deccussatio pyramidum, a tractus corticospinalis anterior – в спинном мозге (посœегментно). Для характеристики корково-ядерного пути помните, что начало пути – пирамидные клетки пятого слоя коры большого мозга (нижней трети предцентральной извилины). Конец пути – нервные окончания в скелœетной мышце головы. Путь двусторонний, даёт ответвление на свою и противоположную сторону за исключением ядер XII и VII пар черепных нервов.

6.12 Уясните, что экстрапирамидные пути проводят импульсы к мышцам от подкорковых центров: базальных ядер, зрительного бугра, красного ядра, чёрного вещества, ядра оливы, ядер вестибулярного нерва, подкорковых центров зрения и слуха, ретикулярной формации и т.д. Переключение рефлекторных дуг с восходящего на нисходящее звено происходит ниже коры полушарий. Экстрапирамидная (подкорковая) система поддерживает тонус скелœетной мускулатуры и автоматически (бессознательно) регулирует работу. Все звенья экстрапирамидной системы связаны между собой.

К экстрапирамидным путям относятся: tr. rubrospinalis, tr. tectospinalis, tr. reticulospinalis, tr. olivospinalis, tr. vestibulospinalis и др. Дайте характеристику межнейронных связей базовых экстрапирамидных путей с учётом их функционального значения.

7. Выходной уровень знаний и умений.

7.1 Студент должен знать:

7.1.1 Строение и классификацию волокон белого вещества мозга.

7.1.2 На какие основные группы волокон делится белое вещество.

7.1.3 Какие выделяют виды ассоциативных, комиссуральных и проекционных волокон.

7.1.4 Как делятся проекционные волокна (пути).

7.1.5 На какие группы восходящих проводящих путей делятся проекционные волокна.

7.1.6 На какие группы делятся нисходящие проекционные пути.

7.1.7 В чём заключается главное отличие пирамидных и экстрапирамидных путей.

7.2 Студент должен уметь:

7.2.1 Показать на схемах и таблицах основные принципы локализации, топографии и межнейронных связей восходящих и нисходящих проводящих путей.

7.2.2 Определять на препаратах анатомические структуры, связанные в функциональном плане с белым веществом полушарий (ассоциативные пучки, спайки мозга, места переключения нервных волокон проводящих путей, места перекрёста отдельных проводящих путей и т.д.).

8. Формы и методы самоконтроля:

8.1 Тесты:

8.1.1 Какие группы проводящих путей выделяют в головном и спинном мозге?

A. Чувствительные, двигательные, ассоциативные.

B. Ассоциативные, комиссуральные, проекционные.*

C. Афферентные, эфферентные, вставочные.

8.1.2 Что соединяют ассоциативные нервные волокна (проводящие пути)?

A. Функциональные центры двух полушарий.

B. Функциональные центры одного полушария. *

C. Функциональные центры головного и спинного мозга

8.1.3 Что соединяют комиссуральные нервные волокна?

A. Функциональные центры двух полушарий.*

B. Функциональные центры одного полушария

C. Функциональные центры головного и спинного мозга

8.1.4 Какие системы волокон выделяют в группе проекционных проводящих путей?

A. Сознательные, бессознательные.

B. Восходящие, нисходящие *

C. Пирамидные, экстрапирамидные

8.1.5 По какому пути проводится болевая и температурная чувствительность?

A. Tr. spinothalamicus anterior

B. Tr. spinothalamicus lateralis*

C. Tr. bulbothalamicus

8.1.6 По какому пути проводится тактильная чувствительность?

A. Tr. spinothalamicus anterior *

B. Tr. spinothalamicus lateralis

C. Tr. spinotectalis

8.1.7 По какому пути проводится осознаваемая проприоцептивная чувствительность?

A. Tr. spinothalamicus anterior

B. Tr. spinothalamicus lateralis

C. Tr. bulbothalamicus *

8.2 Контрольные вопросы:

8.2.1 На какие виды волокон делится белое вещество полушарий?

8.2.2 Что такое ассоциативные волокна и что они связывают друг с другом?

8.2.3 Что такое комиссуральные волокна и что они связывают друг с другом?

8.2.4 Как подразделяются пучки проекционных нервных волокон?

8.2.5 Какие группы афферентных проводящих путей выделяют в ЦНС?

8.2.6 Какие группы эфферентных проводящих путей выделяют в ЦНС?

8.2.7 Какие особенности экстрапирамидных путей вы можете охарактеризовать?

8.3 Нарисовать схему:

8.3.1 Локализации базовых пучков ассоциативных волокон, комиссур полушарий мозга.

8.3.2 Основных восходящих и нисходящих проводящих путей.

9. Рекомендованная литература:

9.1 Анатомия человека. Под ред. Сапина М. Р. - Москва: Медицина, 1993 - т.2

9.2 Анатомия сосудистой и периферической систем человека. Атлас схем. Стебельский С.В., Маковецкий В.Д., Стефановская Т.П. - Киев, 1984.

9.3 Р.Д. Синœельников. Атлас анатомии человека, М., “Медицина”, 1981ᴦ.- т.3

1. Тема 5: Кожа, её производные. Молочная желœеза. Проводящие пути кожной чувствительности. (3часа).

2. Цель занятия:изучить строение кожи, определить, что относится к ее производным. Изучить строение молочной желœезы. Изучить проводящие пути кожной чувствительности.

3. Профессиональная ориентация студентов: знания этого раздела необходимы для врачей всœех специальностей, особенно невропатологам, хирургам и др.

4. Базовый уровень знаний:

4.1. Из курса биологии – онто- филогенез органов чувств.

4.2. Из курса анатомии - морфо-функциональные особенности строения анализаторов.

5. Программа самоподготовки студентов:

5.1. Выучить общий принцип строения анализатора.

5.2. Изучить строение кожи.

5.3. Определить, что относится к производным кожи.

5.4. Изучить строение молочной желœезы.

5.5. Изучить проводящие пути кожной чувствительности.

6. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

6.1. Выучить отделы анализаторов – периферический, проводниковый, корковый.

6.2. Показать на схеме периферический отдел анализатора – рецептор, который воспринимает определœенный вид физической энергии и трансформирует его в специфическое нервное возбуждение.

6.3. Показать на схеме проводящий отдел анализатора, обеспечивающего проведение возбуждения от рецепторного отдела до промежуточных центров ствола мозга, подкорковых центров.

6.4. Показать на рисунке корковый центр анализатора, где нервное возбуждение принимает новые качественные характеристики и преобразуется в чувство.

6.5. Выучить особенности строения кожи.

6.6. Определить, что относится к производным кожи.

6.7. Дать сравнительную характеристику строению потовых, сальных желœез.

6.8. Выучить особенности строения и топографии молочной желœезы, ее половые особенности, а также особенности молочной желœезы женщины вовремя беременности и лактации.

6.9. Изучить проводящие пути кожной чувствительности.

6.10. Показать на схемах и рисунке проводящий путь кожной чувствительности.

7. Выходной уровень знаний и умений:

7.1. Знать отделы анализатора.

7.2. Уметь показать на схеме периферический, проводниковый, корковый отделы.

7.3. Знать особенности строения кожи.

7.4. Знать особенности строения сальных, потовых желœез.

7.5. Знать особенности строения молочной желœезы ее топографию, знать половые особенности, а также особенности молочной желœезы вовремя беременности и лактации.

7.6. Знать проводящие пути кожной чувствительности, уметь показать их на схеме и рисунках.

8. Формы и методы самоконтроля:

8.1. Тесты:

8.1.1. Сколько частей различают в составе анализатора?

A. 4

B. 2

C. 3*

8.1.2. Сколько видов экстерорецепторов имеет человек?

A. 7

B. 3

C. 6

8.1.3. Проводя операцию на молочной желœезе, хирурги отдают предпочтение радиальным разрезам. С особенностями строения каких анатомических структур связана такая техника операции?

A. Верхушки долек сходятся к соску.*

B. Основания долек обращены к соску.

C. Дольки желœезы расположены поперечно.

D. Дольки желœезы расположены вертикально.

8.1.4. У обратившейся к хирургу женщины определяется уплотнение в молочной желœезе. В каком направлении должен произвести разрез хирург во время операции для уменьшения травмирования дольки?

A. Радиально.*

B. Вертикально.

C. Поперечно.

9. Контрольные вопросы:

9.1. Назовите слои кожи. Какие структуры образуют рисунок кожи (гребешки и бороздки)?

9.2. Перечислите придатки кожи.

9.3. Назовите части волоса и ногтя.

9.4. Куда (в какие места) открываются протоки сальных и потовых желœез кожи?

9.5. Что такое млечные синусы и как они располагаются по отношениям к долькам молочной желœезы?

9.6. Где располагается 1,2,3 нейроны проводящего пути кожной чувствительности?

10. Рекомендованная литература:

10.1. Анатомия человека. Под ред. Кавешникова В. Г. – Луганск, 2005- т.3,с. 205-206.

10.2. Анатомия человека. Под ред. Сапина М. Р.- Москва: Медицина,1986-т.3,стр. 612- 624.

10.3 Анатомия человека. Под ред. Привеса М.Г. – 9 изд., перераб. и допол.- М., Медицина,1985.

1. Тема 6: Проводящие пути органа вкуса и обоняния. (3часа).

2. Цель занятия:Изучить проводящие пути органа обоняния и вкуса. Уметь указать на схеме и препаратах структуры проводящих путей обоняния и вкуса.

3. Профессиональная ориентация студентов: знания этого раздела необходимы для врачей всœех специальностей, особенно отоларингологам, невропатологам, и др.

4. Базовый уровень знаний:

4.1. Из курса биологии – фило - онтогенез органов обоняния и вкуса.

4.2. Из курса анатомии:

4.2.1. Строение полости носа, строение ротовой полости, строение языка.

4.2.2. Строение черепа (основание черепа, кости лицевого черепа).

5. Программа самоподготовки студентов:

5.1. Изучить какие структуры входят в орган обоняния.

5.2. Повторить строение носовой полости.

5.3. Повторить строение решетчатой кости.

5.4. Определить нахождение обонятельной области.

5.5. Определить, что находится в обонятельной области.

5.6. Изучить, где располагаются подкорковые и корковые центры обоняния.

5.7. Повторить строение языка.

5.8. Повторить в каких сосочках языка содержатся вкусовые луковицы.

5.9. Изучить где располагаются подкорковые и корковые центры вкусовой чувствительности.

6. Программа самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов:

6.1. Уметь показать на препарате черепа структуры носовой полости.

6.2. Повторить строение решетчатой кости.

6.3. Уметь показать на препарате черепа топографию решетчатой кости.

6.4. Уметь определить какие структуры входят в орган обоняния.

6.5. Уметь показать на препарате обонятельную область.

6.6. Уметь определить, что находится в обонятельной области.

6.7. Уметь определить, где располагаются подкорковые и корковые центры обоняния.

6.8. Повторить строение языка.

6.9. Определить в каких сосочках языка находятся вкусовые луковицы.

6.10. Определить где находятся подкорковые и корковые центры вкуса.

7. Выходной уровень знаний и умений.

7.1. Показать на препарате черепа структуры носовой полости.

7.2. Знать строение решетчатой кости.

7.3. Показать на препарате топографию решетчатой кости.

7.4. Определить, какие структуры входят в орган обоняния.

7.5. Показать на препарате обонятельную область.

7.6. Определить, где располагаются подкорковые и корковые центры обоняния.

7.7. Знать строение языка.

7.8. Знать, в каких сосочках языка находятся вкусовые луковицы.

7.9. Знать, где находятся подкорковые и корковые центры вкуса.

8. Формы и методы самоконтроля:

8.1. Тесты:

8.1.1. Что служит подкорковым центром общей чувствительности?

A. Гипоталамус.

B. Метаталамус.

C. Таламус.*

8.1.2. Где расположена обонятельная область слизистой носа?

A. Верхняя и средняя носовые раковины.

B. Средняя и нижняя носовая раковина.

C. Верхняя носовая раковина, верхняя часть перегородки носа.*

8.1.3. Выберите правильную последовательность анатомических образований медиального пути, по которому проходит нервный импульс от обонятельных рецепторов.

A. Обонятельный треугольник, обонятельный тракт, обонятельная луковица, подмозолистое тело, сводчатая извилина, крючок.

B. Обонятельный треугольник, обонятельный тракт, обонятельная луковица, медиальная продольная полоска, подмозолистое поле, сводчатая извилина, крючок.*

C. Медиальная продольная полоска, обонятельная луковица, обонятельный тракт, обонятельный треугольник, подмозолистое тело, крючок.

8.1.4. У больного нарушение вкуса. При этом общая чувствительность сохраняется. Какие сосочки языка не повреждены?

A. Нитевидные.*

B. Валикообразные.

C. Грибовидные.

D. Листовидные.

E. Все.

9. Контрольные вопросы:

9.1. В каких отделах полости носа находится обонятельная область? Почему эта область так принято называть?

9.2. Какие анатомические образования воспринимают запахи и трансформируют их в нервные импульсы?

9.3. К каким отделам мозга направляются нервные импульсы от органа вкуса?

9.4. Где располагаются вкусовые почки?

9.5. Какими структурами представлен подкорковый центр обоняния?

9.6. Какими структурами представлен корковый центр обоняния?

9.7. Какими структурами представлен подкорковый центр вкуса?

9.8. Какими структурами представлен корковый центр вкуса?

10. Рекомендованная литература:

10.1. Анатомия человека. Под ред. Сапина М. Р. Москва, 1993 р. т. 2.

10.2. Анатомия сосудистой и переферической нервной системы человека. Стебельский С.В., Маковецкий В.Д., Стефановская Т.П. – Киев, 1984 ᴦ.

10.3. Анатомия человека. Под ред. Кавешникова В. Г., Луганск, 2007 – т.3., с.203- 206.

1. Тема 7: Вспомогательный аппарат органа зрения. (3 часа).

2. Цель занятия: Выучить строение вспомогательного аппарата органа зрения.

3. Профессиональная ориентация студентов: знания этого раздела необходимы для врачей всœех специальностей, особенно невропатологам, офтальмологам и другим.

4. Базовый уровень знаний:

4.1. Из курса биологии - фило- и онтогенез глазного яблока.

4.2. Из курса анатомии – строение и топографию глазницы.

5. Программа самоподготовки студентов:

5.1. Выучить, что относится к вспомогательному аппарату органа зрения.

5.2. Выучить строение верхнего и нижнего века. Найти его поверхности, края, медиальные и латеральные спайки, медиальный и латеральный угол глаза, найти слезное озеро, слезные сосочки, слезные точки.

5.3. Выучить расположение и строение слезной желœезы, выучить отток слезной жидкости в носовую полость.

5.4. Выучить мышцы глазного яблока. Определите их начало, прикрепление и функции.

5.5. Выучить структуры глазницы: тенонова капсула, жировое тело, понятие – теноново пространство.

6. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

6.1. Выучить и определить, что относится к вспомогательному аппарату глазного яблока.

6.2. Выучить и определить строение верхнего и нижнего века, найти его поверхности, края, медиальные и латеральные спайки медиальный и латеральный угол глаза, найти слезное озеро со слезным мясцом, слезные сосочки, слезные точки.

6.3. Определить и показать на живом человеке свод конъюнктивы, слезное озеро, слезные сосочки, полулунную складку конъюнктивы.

6.4. Выучить и определить расположение и строение слезной желœезы, определить и выучить отток слезной жидкости в носовую полость.

6.5. Выучить и определить элементы слезоотводящих путей на препарате.

6.6. Определить и выучить на препарате место прикрепления глазодвигательных мышц.

6.7. Выучить функцию глазодвигательных мышц глаза.

7. Выходной уровень знаний и умений.

7.1. Знать, что относится к вспомогательному аппарату органа зрения.

7.2. Уметь определить строение верхнего и нижнего века, найти его поверхности, края, медиальные и латеральные спайки, медиальный и латеральный угол глаза, найти слезное озеро, слезные сосочки, слезные точки.

7.3. Уметь показать на живом человеке свод конъюнктивы, слезное озеро, слезные сосочки, полулунную складку конъюктивы.

7.4. Уметь определить расположение и строение слезной желœезы, определить и выучить отток слезной жидкости в носовую полость.

7.5. Уметь определить на препарате места прикрепления глазодвигательных мышц.

7.6. Рассказать и показать механизм движения мышц глазного яблока.

8. Формы и методы самоконтроля:

8.1. Тесты:

8.1.1. В образовании какой стенки глазницы принимает участие большое крыло крыловидной кости?

A. Верхней.

B. Медиальной.

C. Латеральной.*

8.1.2. В какой из носовых ходов открывается нижнее отверстие носослезного протока?

A. В верхний.

B. В средний.

C. В нижний.*

8.1.3. Сколько и каких глазодвигательных мышц имеет глазное яблоко?

A. Три косые, три прямые.

B. Четыре косые, две прямые.

C. Две косые, четыре прямые.*

8.1.4. Ребенку 2-лет установили диагноз - расходящееся косоглазие. Какая мышца глазного яблока повреждена?

A. Медиальная прямая.*

B. Латеральная прямая.

C. Верхняя прямая.

D. Нижняя прямая.

E. Нижняя косая.

9. Контрольные вопросы:

9.1. Из каких структур состоит вспомогательный аппарат органа зрения?

9.2. Какие стуктуры относятся к сльозному аппарату органа зрения?

9.3. Каким путем слезная жидкость будет оттекать в носовую полость?

9.4. Какой механизм смыкания и размыкания век?