Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Биология D. Полости III желудочка с IV. 2 страница
просмотров - 290

9.5. Назовите, какие анатомические структуры в глазнице, называют теноновой капсулой, теноновым пространством, какую функцию они выполняют?

9.6. Назовите структуры конъюнктивы.

9.7. . В каком месте к глазному яблоку прикрепляется каждая из глазодвигательных мышц?

9.8. . Какой механизм движений мышц глазного яблока?

10. Рекомендованная литература:

10.1. Анатомия человека. Под ред. Сапина М.Р., - Москва: Медицина, 1993 –т.2. с. 479- 499.

10.2. Атлас анатомии. Под ред. Синœельникова Р.Д. - Москва: Медицина, 1990 т.3

10.3. Анатомия человека. Под ред. Ковешникова В. Г. - Луганск, 2005 – т.3, с. 178 – 183.

1. Тема 8: Обзор периферической нервной системы. Общая характеристика черепных нервов. (3 часа).

2. Цель занятия: изучить общие принципы строения и функции периферической нервной системы. На препаратах, схемах, рисунках из атласа изучить морфофункциональные особенности строения черепно-мозговых нервов.

3. Профессиональная ориентация студентов – знания строения периферической нервной системы необходимы врачам всœех специальностей для понимания развития этапов патогенеза заболеваний в клинической практике.

4. Базовый уровень знаний:

4.1. Из курса биологии - филогенез нервной системы;

4.2. Из курса анатомии:

4.2.1. морфофункциональные особенности строения нервной ткани;

4.2.2. строение спинного мозга;

4.2.3. строение головного мозга.

5. Программа самоподготовки студентов:

5.1. Изучить общие принципы строения периферической нервной системы.

5.2. Изучить морфофункциональные особенности строения черепно-мозговых нервов.

5.3. Нарисовать на схеме места выхода корешков 12-ти пар черепно-мозговых нервов на основание мозга.

6. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

6.1. Изучить отделы и структуры периферической нервной системы;

6.2. Изучить анатомические особенности строения черепно-мозговых нервов, формирование, состав и ход волокон ЧМН;

6.3. Изучить функциональные особенности строения черепно-мозговых нервов.

6.4. Изучите строение нервных волокон, их подразделœение на чувствительные (центростремительные – афферентные) и двигательные (центробежные – эфферентные).

6.5. Нарисуйте схему передачи импульса по этим волокнам: рецептор®ЦНС®рабочий орган.

6.6. Выясните, что такое рецепторы и их делœение на группы: экстерорецепторы, интерорецепторы, проприорецепторы.

6.7. Изучите морфологические особенности черепно-мозговых нервов.

6.8. Изучите по схемам и таблицам объекты иннервации ЧМН.

7. Выходной уровень знаний и умений.

7.1. Студент должен знать:

7.1.1. Из каких элементов состоит периферическая нервная система.

7.1.2. Строение нервных волокон. Их подразделœение на двигательные и чувствительные.

7.1.3. Строение нервов,их подразделœение на двигательные, чувствительные и смешанные.

7.1.4. Отделы периферической нервной системы – черепно-мозговые нервы и спинномозговые нервы.

7.1.5. Морфофункциональные особенности строения черепно-мозговых нервов. Формирование ЧМН. Делœение их по функции и происхождению.

7.2. Студент должен уметь:

7.2.1. Показать место выхода на основание мозга корешков 12-ти пар ЧМН.

7.2.2. Дать характеристику ЧМН.

8. Формы и методы самоконтроля:

8.1. Тесты:

8.1.1. Из каких элементов состоит периферическая нервная система?

A. Нервы, узлы, отделы головного мозга.

B. Нервы, узлы, отделы спинного мозга.

C. Нервы, узлы, нервные окончания.*

8.1.2. Спинно-мозговые нервы образуются?

A. Передним и задним корешками спинного мозга.

B. Передним корешком спинного мозга и вегетативным волокном.

C. Задним корешком и вегетативным волокном.

8.1.3. Экстерорецепторы это?

A. Рецепторы, воспринимающие раздражение от элементов внешней среды.

B. Рецепторы, воспринимающие раздражение от элементов внутренней среды.

C. Рецепторы, воспринимающие раздражение от элементов собственного тела.

8.1.4. Интерорецепторы это?

A. Рецепторы, воспринимающие раздражение от элементов внешней среды.

B. Рецепторы, воспринимающие раздражение от элементов внутренней среды.

C. Рецепторы, воспринимающие раздражение от элементов собственного тела.

8.1.5. Проприорецепторы это?

A. Рецепторы, воспринимающие раздражение от элементов внешней среды.

B. Рецепторы, воспринимающие раздражение от элементов внутренней среды.

C. Рецепторы, воспринимающие раздражение от элементов собственного тела.

8.1.6. Афферентные волокна проводят нервный импульс:

A. От рецептора в ЦНС.

B. От ЦНС к рабочему органу.

C. От рецептора к рабочему органу.

8.1.7. Эфферентные волокна проводят нервный импульс:

A. От рецептора в ЦНС.

B. От ЦНС к рабочему органу.

C. От рецептора к рабочему органу.

8.2. Контрольные вопросы:

8.2.1. С какими ядрами ствола мозга связаны черепно-мозговые нервы?

8.2.2. Где находятся нервные окончания I пары ЧМН?

8.2.3. Где находятся нервные окончания II пары ЧМН?

8.2.4. Какие пары ЧМН являются чисто двигательными?

8.2.5. Какие пары ЧМН являются чисто чувствительными?

8.2.6. Какие пары ЧМН являются смешанными?

8.2.7. В чём отличие СМН от ЧМН?

8.3. Нарисовать схему:

8.3.1. Формирование спинно-мозгового нерва.

8.3.2. Формирования черепно-мозговых нервов.

8.3.3. Выход корешков 12-ти пар ЧМН.

9. Рекомендованная литература:

9.1. Анатомия человека. Под ред. Сапина М. Р. - Москва: Медицина, 1993 - т.2

9.2. Анатомия сосудистой и периферической систем человека. Атлас схем. Стебельский С.В., Маковецкий В.Д., Стефановская Т.П. - Киев, 1984.

1. Тема 9: Парасимпатическая иннервация органов головы и шеи. (4часа).

2. Цель занятия: изучить общие принципы строения и функции вегетативной нервной системы на препаратах, схемах, рисунках из атласа, изучить морфо-функциональные особенности строения центрального и периферического отделов парасимпатической части вегетативной нервной системы.

3. Профессиональная ориентация студентов – знания строения вегетативной нервной системы, в том числе парасимпатической её части, необходимы врачам всœех специальностей для понимания развития этапов патогенеза заболеваний в клинической практике.

4. Базовый уровень знаний:

4.1. Из курса биологии - филогенез нервной системы;

4.2. Из курса анатомии:

4.2.1. строение и топография органов головы и шеи;

4.2.2. строение и топография спинного мозга;

4.2.3. строение, топография, зоны иннервации ЧМН.

5. Программа самоподготовки студентов:

5.1. Изучить морфофункциональные особенности строения парасимпатической части вегетативной нервной системы.

5.2. Нарисовать схему строения парасимпатической части вегетативной нервной системы.

6. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

6.1. Изучить функциональные особенности вегетативной нервной системы;

6.2. Изучить центральный отдел парасимпатической части вегетативной нервной системы;

6.3. Изучить периферический отдел парасимпатической части вегетативной нервной системы;

6.4. 6.4. Изучить ход волоконизоны иннервации парасимпатической части вегетативной нервной системы.

? При изучении общих принципов строения и функции вегетативной нервной системы, используя схемы, таблицы, препараты, обратите внимание на сходство и различие анимальной и вегетативной нервной системы, а также на различие объектов в иннервации анимальных и вегетативных нервов. Разбирая структуру вегетативной нервной системы обратите внимание на её генетическое, морфологическое и функциональное единство с анимальной нервной системой, так как, вегетативная нервная система является частью общей нервной системы организма.

? При изучении центральной части парасимпатического отдела, отметьте, что парасимпатическая часть вегетативной нервной системы исторически развита как надсегментарный отдел, и в связи с этим центры её расположены не только в спинном, но и в головном мозге. На препаратах мозга и таблицах найдите краниальный и сакральный отделы, которые представлены парасимпатическими ядрами ЧМН – III пара (ядро Якубовича), (мезенцефальное) , бульбарные ядра (VI; IX; X пар черепных нервов).

6.5. Разберите строение структур периферического отдела вегетативной нервной системы, такие как, пред-, и постганглионарные нервные волокна и вегетативные узлы парасимпатической части.

6.6. Нарисуйте схему формирования вегетативных узлов (ресничного, крыло-нёбного, околоушного, поднижнечелюстного). Обратите внимание на волокна, оканчивающиеся в них (парасимпатические) и проходящие транзитно (симпатические и чувствительные).

? При изучении хода волокон и зон иннервации парасимпатической части повторите ход парасимпатических пред- и постганглионарных волокон в составе III, VII, IX и X пар ЧМН.

7. Исходный уровень знаний и умений.

7.1. Студент должен знать:

7.1.1. Строение и топографию парасимпатической части вегетативной нервной системы.

7.1.2. Чем представлена центральная и периферическая части парасимпатической нервной системы.

7.1.3. Формирование и ход парасимпатических волокон.

7.1.4. Парасимпатическую иннервацию органов головы и шеи

7.1.5. Морфофункциональные особенности строение вегетативной нервной системы, в частности парасимпатической её части и её отличие от строения симпатического отдела.

7.2. Студент должен уметь:

7.2.1. Определить структуры центральной и периферической отделов парасимпатической нервной системы.

7.2.2. Показать ход волокон и зоны иннервации парасимпатической нервной системы.

8. Формы и методы самоконтроля:

8.1. Тесты:

8.1.1. В каких отделах спинного мозга расположены центры парасимпатической части вегетативной нервной системы?

A. Боковые промежуточные столбы Th V - L IV

B. Передние рога спинного мозга

C. Промежуточно-боковые ядра II3-IV3*

8.1.2. В каких отделах головного мозга расположены центры парасимпатической части вегетативной нервной системы?

A. Продолговатый и промежуточный

B. Продолговатый и средний*

C. Средний и задний

8.1.3. Какие ЧМН имеют парасимпатические ядра?

A. III,IV,VI,X

B. III,VII,IX,XI*

C. III,VII,IX,X

8.1.4. В каком узле расположен нейрон, иннервирующий мышцу, суживающую зрачок?

A. Крылонёбный

B. Ресничный*

C. Ушной

8.2. Контрольные вопросы:

8.2.1. От каких ядер берут начало предузловые волокна иннервирующие желœезы и гладкие мышцы в области головы?

8.2.2. От каких ядер берут начало послеузловые волокна иннервирующие желœезы и гладкие мышцы в области головы?

8.2.3. Где расположены парасимпатические ядра ЧМН?

8.3. Нарисовать схему:

8.3.1. Структур и объектов иннервации парасимпатической нервной системы.

8.3.2. Формирования вегетативных узлов (ресничного, крыло-нёбного, околоушного, поднижнечелюстного).

9. Рекомендованная литература:

9.1. Анатомия человека. Под ред. Сапина М. Р. - Москва: Медицина, 1993 - т.2

9.2. Анатомия сосудистой и периферической систем человека. Атлас схем. Стебельский С.В., Маковецкий В.Д., Стефановская Т.П. - Киев, 1984.

1. Тема 10: Симпатическая иннервация органов головы и шеи. (4часа).

2. Цель занятия: изучить на препаратах, схемах, рисунках из атласа морфофункциональные особенности строения центрального и периферического отделов симпатической части вегетативной нервной системы.

3. Профессиональная ориентация студентов - знания симпатической нервной системы необходимы врачам всœех специальностей для понимания развития этапов патогенеза заболеваний в клинической практике.

4. Базовый уровень знаний:

4.1. Из курса биологии - филогенез нервной системы;

4.2. Из курса анатомии:

4.2.1. строение и топографию органов головы и шеи;

4.2.2. строение и топографию спинного мозга;

5. Программа самоподготовки студентов:

5.1. Изучить морфофункциональные особенности строения симпатической части вегетативной нервной системы.

5.2. Нарисовать схему:

5.2.1. формирования и ветвления симпатического волокна

5.2.2. солнечного сплетения.

6. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

6.1. Изучить центральный и периферический отделы симпатической части вегетативной нервной системы;

6.2. Изучить симпатический ствол и его узлы;

6.3. Изучить сплетения и зоны иннервации вегетативной нервной системы;

6.4. При изучении центральной части на поперечном срезе спинного мозга найдите симпатические центры, которые представлены промежуточными боковыми ядрами .

6.5. Проследите формирование белых и серых соединительных ветвей и их отношение к симпатическим узлам и спинномозговым нервам.

6.6. Разберите строение структур периферического отдела СВНС: такие как симпатические стволы, узлы из которых они состоят, межузловые волокна, промежуточные узлы.

6.7. На схемах изучите принцип формирования симпатических сплетений вокруг кровеносных сосудов.

6.8. На схемах и рисунках из атласа или таблицах разобрать строение, формирование и топографию симпатических сплетений шейного отдела.

6.9. Изучить формирование сонного сплетения.

7. Исходный уровень знаний и умений.

7.1. Студент должен знать

7.1.1. Строение и топографию симпатической нервной системы.

7.1.2. Чем представлена центральная и периферическая части симпатической нервной системы.

7.1.3. Формирование и ход симпатических волокон.

7.1.4. Формирование симпатических сплетений.

7.1.5. Симпатическую иннервацию органов головы и шеи.

7.1.6. Функцию симпатической нервной системы, ее отличие от парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

7.2. Студент должен уметь:

7.2.1. Определить структуры центральной и периферической отделов симпатической нервной системы.

7.2.2. Показать ветвление и зоны иннервации симпатических сплетений органов головы и шеи.

8. Формы и методы самоконтроля:

8.1. Тесты:

8.1.1. В каких отделах мозга расположены центры симпатической системы?

A. Боковые промежуточные столбы Th V - L IV

B. Боковые промежуточные столбы C VIII - Th I - L II*

C. Передние рога спинного мозга

8.1.2. Какие структуры входят в состав периферического отдела симпатической системы?

A. Только симпатический ствол

B. Представлен исключительно симпатическими нервами и сплетениями

C. Пре- и постганглионарные волокна, симпатический ствол с его узлами, межузловыми и соединительными ветвями и симпатическими нервами*

8.1.3. На какие отделы делится симпатический ствол?

A. Шейный, грудной, поясничный

B. Шейный, грудной, поясничный, крестцовый*

C. Грудной, поясничный, крестцовый

8.1.4. В каком узле расположен нейрон иннервирующий мышцу расширяющую зрачок?

A. Верхний шейный узел*

B. Шейно-грудной узел

C. Ресничный узел

8.2. Контрольные вопросы:

8.2.1. Чем отличаются по своему строению симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы?

8.2.2. Какова топография и строение симпатического ствола?

8.2.3. Что представляют собой белые и серые соединительные ветви?

8.2.4. Вдоль каких структур формируются симпатические сплетения?

8.2.5. Каково отношение послеузловых симпатических волокон к терминальным парасимпатическим узлам?

8.2.6. Каким образом иннервируются кровеносные сосуды?

8.3. Ситуационная задача:

В отделœение неврологии поступил больной. При осмотре врач обнаружил паралич дилетатора зрачка (сужение зрачка), паралич мышцы, поднимающей верхнее веко (сужение глазной щели), поражение круговой мышцы глаза (западение глазного яблока). Диагностировано поражение автономной нервной системы. Какие структуры автономной нервной системы поражены?

A. Tractus corticospinalis anterior (Tr. Pyramiddis)

B. Передние рога спинного мозга на уровне С1-С4

C. Симпатический ствол на уровне С8-Т1

9. Рекомендованная литература:

9.1. Анатомия человека. Под ред. Сапина М. Р. - Москва: Медицина, 1993 - т.2

9.2. Анатомия сосудистой и периферической систем человека. Атлас схем. Стебельский С.В., Маковецкий В.Д., Стефановская Т.П. - Киев, 1984.

1. Тема 11: Артерии глазницы, полости носа и рта. Анастомозы между внешней и внутренней сонными артериями. (4часа).

2. Цель:Определить источники кровоснабжения глазной ямки, полости носа и рта͵ анастомозы между наружной и внутренней сонными артериями.

3. Профессиональная ориентация студентов:

Знание этого раздела анатомии крайне крайне важно для студентов всœех специальностей для дальнейшей учебы, для последовательного и целœенаправленного овладения анатомическими основами диагностических приемов.

4. Базовый уровень знаний :

4.1. По разделу пищеварительная система – строение органов полости рта.

4.2. По разделу дыхательная система – строение носовой полости.

4.3. По разделу органы чувств – строение органа зрения.

5. Программа самоподготовки студентов:

5.1. Изучить основные артерии, кровоснабжающие глазное яблоко и органыглазничной полости - a. infraorbitalis inf., a. ophtalmica. Их ветви.

5.2. Изучить источники кровоснабжения носовой полости:

A. sphenopalatinа - ветвь а. maxillaris; a. ethmoidalis ant. - ветвь а. ophthalmicа, ветви a. facialis, кровоснабжающие преддверие носовой полости. Обратите внимание на ее расположение в пределах треугольника Пирогова.

A. nasopalatina, носонебная артерия - начало: a. sphenopalatina; снабжает: слизистую оболочку нижней части носовой перегородки, нижней носовой раковины и носового хода, переднего отдела твердого неба.

Артериальное питание обеспечивается a. sphenopalatina от a. maxillaris interna - VIII ветви наружной сонной артерии, вступающей из fossa pterygopalatina в полость носа через foramen sphenopalatinum и распадающейся здесь на аа. nasales posteriores с ветвями (a. nasalis posterior lateralis et a. nasalis posterior septi nasi) и на a. nasopalatina. Через указанные ветви снабжаются артериальной кровью нижние, средние и верхние носовые раковины, соответствующие им носовые ходы, а также часть носовой перегородки.

Верхняя часть наружной стенки носа и частично перегородка получают кровь из передней и задней решетчатых артерий, которые являются ветвями a. ophthalmica.

Артериальное кровоснабжение придаточных пазух носа осуществляется как из системы внутренней сонной артерии (ветви a. ophthalmica - аа. ethmoidales anterior et posterior), так и из системы наружной сонной артерии (ветви наружной и внутренней челюстной артерии - аа. nasales posteriores et a. nasopalatina, а также a. alveolaris superior posterior). Особенно обильно снабжается верхнечелюстная пазуха, которую питают сосуды, отходящие от a. maxillaris interna (VIII ветвь a. carotis externa), aa. alveolares superior posterior, aa. alveolares superior anterior (от a. infraorbitalis), aa. nasales posteriores lateralis (от a. sphenopalatina), a. palatina descendens (непосредственно от a. maxillaris int.)

6. Исходный уровень знаний и умений.

6.1. Знать источники кровоснабжения органов глазной ямки, полости носа и органов ротовой полости, слбнных желœез.

6.2. Уметь показать на препарате черепа отверстия и канали, через которые проходят эти сосуды.

6.3. Знать место розполажения анастомозов и веток, которые их образуют .

7. Формы та методы самоконтроля:

7.1. Тесты:

7.1.1. Сколько артерий кровоснабжает барабанную полость?

A. 5*

B. 4

C. 3

7.1.2. Девушка 18 лет доставлена в клинику с открытым переломом ветви нижней челюсти и обильным кровотечением в области перелома. Повреждение какой артерии имело место?

A. А. Восходящей небной.

B. В. Нижней альвеолярной.*

C. С. Лицевой

D. Д. Верхней щитовидной.

E. Е. Язычной.

7.1.3. Во время операции по поводу расщепления твердого неба возникло кровотечение из артерии, которая проходит через большой небный канал. Ветвь какой артерии, вероятнее всœего, повреждена?

A. Восходящей глоточной.

B. Верхнечелюстной*

C. Лицевой

D. Общей сонной.

E. Внутренней сонной.

7.1.4. Какая артерия является конечной ветвью верхнечелюстной артерии?

A. A. sphenopalatina.

B. A. infraorbitalis.

C. A. palatina descendens.

7.1.5. Какие артерии принимают участие в кровоснабжении зубов верхней и нижней челюстей?

A. Лицевая, верхняя альвеолярная, язычная.

B. Верхняя и нижние альвеолярные артерии.

C. Губные, язычные, десневые артерии.

7.2. Контрольные вопросы:

7.2.1. За счет чего питается глазное яблоко?

7.2.2. Проследите ход крови от сердца к твердой мозговой оболочке, к слизистой оболочке носовой полости, к слезной желœезе, к мышцам глазного яблока, к векам.

7.2.3. Какие сосуды питают кору головного мозга?

7.2.4. За счет каких сосудов кровоснабжается щитовидная желœеза, гортань, глотка, миндалины?

7.2.5. Какая артерия кровоснабжает язык и в пределах ка­кого треугольника она располагается?

7.2.6. Где анастомозируют ветви наружной и внутренней сонной артерий?

7.2.7. За счет чего питаются зубы и десны верхней и нижней челюстей?

7.2.8. Как осуществляется питание жевательных мышц?

7.2.9. Проследите ход крови от сердца к глотке, к небной миндалинœе, к мягкому небу, к слуховой трубе, барабанной, носовой полости и ее придаточным пазухам.

7.2.10. За счет чего питаются слюнные желœезы, твердая моз­говая оболочка, дно рта и височно-нижнечелюстной сустав?

8. Рекомендованная литература:

8.1. Анатомия человека. Под ред. Привес М.Г. - 9 изд., перераб. и допол.- Г.: Медицина, 1985.

8.2. Р.Д. Синœельников Атлас анатомии человека, М., "Медицина", 1981ᴦ. -т.2,3.

8.3. Свиридов А.М. Анатомия человека, Киев: 1976.

1. Тема 12: Артерии и вены полости черепа. Анастомозы между внутренней сонной и подключичной артериями. (4часа.)

2. Цель: Выучить ход, топографию внутренней сонной и подключичной артерий, их ветви, анастомозы между внутренней сонной и подключичной артериями. Выучить венозный отток крови из полости черепа, его внутричерепные и внечерепные пути. Обратить внимание на кровоснабжение головного мозга.

3. Профессиональная ориентация студентов:

Знание этого раздела анатомии крайне крайне важно для студентов всœех специальностей в дальнейшем обучении для последовательного и целœенаправленного овладения анатомическими основами диагностических приемов. Уметь безошибочно находить на анатомических препаратах артерии и вены головы, представлять пути оттока крови от черепной полости.

4. Базовый уровень знаний :

4.1. раздел "Краниология" - борозды, отверстия и каналы черепа.

4.2. раздел "Миология" - топография шеи.

4.3. раздел "ЦНС" - поверхности и доли мозга, оболочки головного мозга, синусы головного мозга.

5. Программа самоподготовки студентов:

5.1. Выучить топографию внутренней сонной артерии.

5.2. Выучить ее основные ветви в каждом отделœе.

5.3. Выучить и определить на препарате ветви, которые кровоснабжают разные доли головного мозга.

5.4. Выучить топографию и ветви подключичной артерии.

5.5. Выучить и определить на препарате топографию, ветви и объекты кровоснабжения позвоночной артерии. Выяснить кровоснабжение мозжечка.

5.6. Выучить и определить на препарате артерии, которые соединяют внутреннюю сонную и подключичную артерии в большой артериальный круг головного мозга (круг Виллизия). Обратить внимание на то, что эти артерии образуют анастомоз между двумя артериальными бассейнами.

5.7. Выучить артериальное кровоснабжение спинного мозга. Обратить внимание на то, чем образован малый артериальный круг мозга (круг Захарченко).

5.8. Выучить классификацию мозговых артерий (кортикальные, медуллярные, центральные).

5.9. Выучить кровоснабжение разных отделов головного мозга и мозжечка.

5.10. Выучить вены большого мозга и определить, в какие синусы твердой оболочки они сбрасывают кровь.

5.11. Выучить вены мозжечка и определить, в какие синусы твердой оболочки они сбрасывают кровь.

5.12. Повторить синусы твердой оболочки мозга и выяснить, как образуется внутренняя яремная вена.

5.13. Определить функцию эмиссарных вен (вен-пропускников). Выучить внечерепные притоки внутренней яремной вены.

6. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

6.1. Определить на препарате топографию внутренней сонной артерии.

6.2. Определить на препарате ветви внутренней сонной артерии.

6.3. Найдите на препаратах подключичную, позвоночную, базилярную артерии.

6.4. Определить на препарате ветви позвоночной и базилярной артерий.

6.5. Найти на препарате большой артериальный круг мозга и переднюю и заднюю соединительные артерии.

6.6. Определить на препарате малый артериальный круг мозга и сосуда, которые его составляют.

6.7. Найти на препарате синусы твердой оболочки мозга и внутреннюю яремную вену.

7. Исходный уровень знаний и умений.

7.1. Знать топографию и отделы внутренней сонной артерии.

7.2. Уметь назвать и показать на препарате ветви каждого отдела внутренней сонной артерии.

7.3. Знать топографию и ветви подключичной артерии.

7.4. Показать на препарате топографические отделы подключичной артерии.

7.5. Найти и показать на препарате отделы позвоночной артерии и ее ветви.

7.6. Уметь определить на препарате базилярную артерию и ее ветви.

7.7. Уметь объяснить артериальное кровоснабжение и венозный отток от разных отделов головного мозга и мозжечка.

7.8. Уметь назвать и показать на препарате анастомозы между внутренней сонной и подключичной артериями.

8. Формы и методы самоконтроля:

8.1. Тесты:

8.1.1. Общая сонная артерия делится на наружную и внутреннюю на уровне:

A. подъязычной кости

B. нижнего края щитовидного хряща

C. верхнего края щитовидного хряща*

D. перстневидного хряща

E. яремной вырезки грудины.

8.1.2. В каком треугольнике шеи проходит общая сонная артерия?

A. сонном*

B. лопаточно-ключичном

C. язычном (Пирогова)

D. нижнечелюстном

E. лопаточно-трахеальном

8.1.3. Через какой канал в черепе проходит внутренняя сонная артерия?

A. лицевой

B. крыловидный

C. сонный*

D. зрительный

E. мышечно-трубный

8.1.4. Через какой канал в черепе проходит глазничная артерия?

A. лицевой

B. крыловидный

C. сонный

D. зрительный*

E. мышечно-трубный

8.1.5. Какие артерии являются ветвями внутренней сонной артерии?

A. задняя мозговая артерия

B. глазничная артерия*

C. позвоночная артерия

D. лицевая артерия

E. передняя мозговая артерия*

8.1.6. Укажите ветви глазничной артерии

A. передняя соединительная

B. носо-ресничная

C. слезная*

D. задняя соединительная

E. барабанная

8.1.7. Какая артерия кровоснабжает медиальную поверхность головного мозга?

A. внутренняя сонная

B. передняя мозговая*

C. задняя мозговая

D. средняя мозговая

E. передняя соединительная

8.1.8. Какие артерии формируют артериальный круг большого мозга?

A. внутренняя сонная

B. основная

C. позвоночная

D. задняя мозговая

E. задняя соединительная*

8.1.9. Какая артерия из системы внутренней сонной непосредственно соединяется с задней мозговой артерией?

A. передняя соединительная

B. задняя соединительная*

C. передняя мозговая

D. задняя мозговая

E. средняя мозговая

8.1.10. Какая артерия формирует рисунок глазного дна?

A. a. dorsalіs nasі

B. a. supraorbіtalіs

C. a. cіlіares

D. a. lacrіmalіs