Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Биология Лекция 1. Язык, речь и речевая деятельность. Сущность и функции языка с точки зрения различных лингвистических школ и парадигм.
просмотров - 197

ОСНОВНЫЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА ЯЗЫКА КАК ОБЪЕКТА ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Тема 2.

Язык есть важнейшее средство человеческого общения (1). Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, т. е. понимания человеком действительности и себя в ней.

В индийских джунглях в логове волка: Амалу (2 года) и Камалу (7-8 лет). Индийский психолог д-р Рид Синг взялся адаптировать их к жизни в обществе людей. Амала быстро умерла, а Камала – через 2 года научилась стоять, через 6 – ходить, но бегала на четвереньках. В течение четырех лет она выучила только 6 слов, а через 7 – 45. К этому времени она перестала бояться темноты, научилась есть руками и пить из стакана, полюбила общество людей, но полностью «человеком» ее сделать не удалось. Камала прожила в обществе людей 10 лет, а затем умерла.

Долгое время и особенно в серединœе XIX в. популярным былбиологический взгляд на язык Согласно этой концепции, язык – такой же организм, как животные и растения. Он развивается по тем же законам природы, одинаковым для всœех языков в любом месте и в любое время; как всœе организмы. Как и они, язык рождается, созревает, достигает расцвета͵ клонится к упадку и умирает (1).

Это заблуждение. Новорожденный ребенок, попавший на необитаемый остров, если выживет, научится бегать, прыгать, лазать, прятаться от опасностей, добывать себе пищу, «но говорить он не будет, так как ему не у кого научиться говорить и не с кем говорить».

Сторонники биологического взгляда на язык отождествляли язык и расу (2). При этом, язык не передается по физической наследственности, как расовые признаки: цвет кожи, волос, пропорции тела, форма черепа, характер волосяного покрова. Известно, что от родителœей определœенной расы родятся дети той же расы. При этом, дети, наследуя расовые признаки, не наследуют языка своих родителœей. Так, к примеру, ребенок китайцев – китайчонок и ребенок турков – турчонок – будут говорить не на китайском и турецком, а китайчонок – на турецком, если он вырос в Турции, а турчонок – не китайском, если он вырос в Китае..

В качестве аргумента в пользу своих воззрений сторонники биологического взгляда на язык приводят так называемый единый «детский» язык у всœех народов (3). Действительно, всœе дети земного шара начинают говорить, произнося звуки ма-ма, па-па, ба-ба, а далее: ня-ня, тя-тя, дя-дя и т. п. При этом, эти звуки ничего общего с языком не имеют, так как лишены смысла, а появляются в результате простой пробы мускулов. Словами эти звукосочетания становятся только тогда, когда они превращаются в названия, начиная передавать смысл. И тогда становится очевидным, что в разных языках они имеют разное значение: мама – русск. «мать», груз. «отец»; баба – русск. «бабушка», тюркск. – «дедушка»; деда – русск. «дедушка», груз. «мать», а англ. дэд – «отец».

Дети произносят эти звукосочетания одинаково, но понимать друг друга они не могут, так как у них разные языки, что зависит от языка взрослых, которые и учат детей бессмысленные слоги превращать в слова.

Представители биологического взгляда на язык считают, что«даром речи» обладают не только люди, но и животные.Действительно, животные способны использовать звуки для созывания птенцов (утки, тетерки), предупреждения об опасности (куропатки, горные бараны), выражения своих эмоций (гнева, страха, удовольствия), но это лишь биологические, рефлекторные явления. Ни «слов», ни выражения «мыслей» здесь нет. Некоторых птиц (попугаев, скворцов) можно научить «говорить», т. е имитировать речь человека. При этом, это не речь, а чисто звуковое обезьянничание: говоря «Попка - дурак», попугай не понимает, что сам себя ругает.

Следовательно, «даром речи» обладают только люди, у животных он отсутствует. Это подтверждается теорией Ивана Петровича Павлова о первой и второй сигнальных системах.

Впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и социальной (исключая слово, слышимое и видимое) - ϶ᴛᴏ первая сигнальная система действительности, общая у людей и животных.

Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий и словом.

Поведение домашних животных, на протяжении веков живущих среди людей и вовлекаемых в социальный круг общения людей, может натолкнуть на мысль, что они «понимают» человека и его речь. Но их поведение не выходит за рамки первой сигнальной системы, так как речевая деятельность недоступна самым «интеллектуальным» животным.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что:

1) язык не природное, не биологическое явление;

2) существование и развитие языка не подчинœено законам природы;

3) физические признаки человека (напр. раса) не имеют отношения к языку;

4) языком обладают только люди - ϶ᴛᴏ вторая сигнальная система, которой нет у животных.