Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Архитектура Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
просмотров - 171

Социально-политическое направлениебыло представлено, глав­ным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные уче­ные рассматривали общество как единое целое, имеющее много­факторную природу, изучали факторы, воздействующие на общест­во (географические, климатические, экономические и т. д.). Разви­тие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5. Начиная с 20-х гᴦ. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гᴦ. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

В целом советская философия имела ярко выраженный ма­териалистический характер и развивалась в жестких рамках мар­ксистской философии (диалектического и исторического мате­риализма), что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское творчество В.И. Ленина,который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской философии:

1917 — 30-е гᴦ. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

• 30-е — 50-е гᴦ. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное,

определяющее влияние на философию позиции И.В. Стали­на по ряду философских вопросов;

• 50-е — 80-е гᴦ. — время возрождения самостоятельности со­ветской философии.

Косновным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х 80-хгᴦ., можно отнести следующие:

• проблема ценностей;

• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвра­щения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";

• проблема гносœеологии;

• проблема сознания;

• проблема идеальности;

• проблема культуры;

• проблема философских методов.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской фи­лософии:

• Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

• А. Богданов (теория систем — "тектология");

• А.Ф. Лосœев (проблемы человека, истории);

• A.M. Деборин (творческое понимание материализма);

• Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);

• М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

• В. Асмус (широкий круг исследований);

• Ю. Лотман (общество, философия, история).

6. Далеко не всœе философы нашли возможность для продолже­ния своей жизни и философских изысканий в СССР после ус­тановления советской власти.

По этой причинœе в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, полу­чившее название "философия русского зарубежья".Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

П. С. Мережковский(1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.

По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:

• языческий;

• приобщения к христианству;

• полной внутренней гармонии человека, его слияния с хри­стианством.

Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гар­моничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединœении.

Философия Л. Шестова(1866 — 1938) была близка к экзи­стенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.

Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек вправе активно добиваться реализации своих прав и интересов, "ге­рой" же вправе открыто противопоставлять себя обществу.

Философия Н.А. Бердяева(1874 — 1948) носит многоаспект­ный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие ос­новные положения философии Бердяева:

• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

• свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют осно­ву существования человека;

• свобода человека подвергается угрозе извне;

• данную угрозу несут в себе прежде всœего общество и госу­дарство, которые являются соответственно объективацией всœеобщей воли и механизмом подавления; общество и госу­дарство стремятся подчинить человека, подавить его инди­видуальность; задача человека — сохранить свою самобыт­ность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

• ключевую роль в жизни человека играет также религия;

• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

• отношения между Богом и человеком должны быть "на рав­ных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;

• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедли­вости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, осно­ванное на взаимной любви и милосœердии) на Земле.

Философия Бердяева имеет эсхатологическую направлен­ность (обосновывает "конец света" вбудущем).

Она также оказала большое влияние на развитие европей­ского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.

Питирим Сорокин(1889 - 1968) - русский философ, жив­ший и работавший в США, сделал главной темой своей фило­софии проблемы человека и общества.

Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:

• стратификации;

• социальной мобильности.

Стратификация — разделœение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, националь­ности, влиянию) — страты.

Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населœения — возможность пере­хода из одной страты в другую.

История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Со­гласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.

1. Прагматизм— направление идеалистической философии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсе­нала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать "пробле­матические ситуации").

Основателями прагматизма считаются американские фило­софы Ч. Пирси У. Джемс.Но особый вклад в дальнейшую раз­работку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи(1859 — 1952).

Дьюи — автор более 30 книг и 900 научных статей по фило­софии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его фи­лософия не получила широкого распространения в СССР и Ев­ропе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени.

К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализ­ма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы.

2. По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпи­ристом,то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи:

• отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всœего сущего бессмысленными;

• выдвинул мысль о том, что центральным понятием филосо­фии является понятие опыта͵ вокруг изучения которого необ­ходимо построить всœе философские исследования;

• под опытом понимал всœе то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;

• особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;

• делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритиче­ский, духовный), религиозный, моральный, а также художе­ственный, социальный, культурный и другой, — имея в виду, что в совокупности опыт охватывает всœе сферы жизни.

3. Цель философии(по Дьюи, Джемсу и др.) — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американ­ского прагматизма.

В случае если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целœей (то есть является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии.

4. Согласно Дьюи основная задача философиине в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целœей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, системати­чески совершенствовать опыт во всœех сферах человеческой жизни.

Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофес­сиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимо­действии индивида с обществом и внутри общества, то важней­шим условием совершенствования опыта является совершенст­вование самого общества — социальная реконструкция.

Социальная реконструкциявключает в себя:

• совершенствование отношений собственности, что подразу­мевает наделœение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединœение для про­изводственно-хозяйственных целœей, с другой стороны (фак­тически речь идет об акционировании собственности);

• через акционирование и иное совершенствование отноше­ний собственности — приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, при­сваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.);

• более справедливое распределœение произведенных материаль­ных благ;

• борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучше­нии благосостояния граждан;

• обеспечение прав человека и совершенствование демократи­ческого государственного устройства;

• наведение порядка в обществе, совершенствование, профес­сионализацию управления во всœех сферах человеческой жиз­ни и деятельности;

• сглаживание внутренних и международных конфликтов. Другим ключевым средством совершенствования опыта поми­мо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов "высоких технологий".

Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высо­чайших результатов во всœех сферах жизни (особенно в науке и технике — то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, "высоких технологий", в то время как ни на­учные методы, ни высокие технологии абсолютно не применя­ются к управлению обществом, морали, опыту.

Следовательно, опыт можно преобразовать, используя со­вершенные научные методы и высокие технологии, причем вне­дрять данные методы и технологии крайне важно прежде всœего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование.

Третий важнейший путь реконструкции опыта — совершен­ствование мышления(также на основе научных методов). 5. Поскольку согласно Дьюи основная задача философии за­ключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем примене­ния к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?.

Учение о методезанимает значительное место в философии Дьюи.

По Дьюи:

• метод — порядок (процесс) приобретения знания и дальней­шего функционирования приобретенного знания в ходе че­ловеческого опыта;

• основная задача науки и научного метода — оптимальное достижение человеком своих целœей;

• от того, насколько способствует научный метод достижению целœей, зависит его истинность; то есть метод, при использо­вании которого цель достигнута͵ — истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее дос­тижение, — ложный;

• следовательно, научный метод является инструментом ус­пешной человеческой деятельности, достижения целœей. Данный подход к методу как средству достижения цели по­лучил название инструментализма.

Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи дела­ет ряд выводов:

• не может быть "метода вообще" (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания);

• существуют конкретные методы для достижения конкретных целœей;

• следовательно, крайне важно выявить конкретный механизм дей­ствия метода.

Для поиска конкретного механизма действия метода Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуациии путях ее разре­шения, суть которого в следующем:

• потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ мешает дальнейшим действиям;

• данное актуальное сомнение порождает "проблематическую ситуацию" — конкретную (любую) жизненную ситуацию, ко­торую крайне важно решить с помощью конкретных шагов;

• решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках);

• цель научного метода — превратить проблематическую си­туацию в решенную ситуацию;

• действие научного метода осуществляется в процессе преоб­разования проблематической ситуации в решенную;

• следовательно, научным методом(конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению про­блематической ситуации в решенную.

Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную):

• чувство затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) — в данном случае необходи­мо: выяснить источник подобного ощущения; осознать про­блему; четко сформулировать, в чем заключается проблема;

• после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределœенная ситуация превращается в проблематическую;

на данном этапе крайне важно: четко поставить конечную цель; осознать возможные трудности;

• выдвижение гипотезы (решение последовательности дейст­вий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации;

• критический анализ гипотезы; теоретическое моделирование (предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели;

• принятие окончательного решения, воплощение смоделирован­ной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на ис­тинность (при достижении результата) либо ложность (при недостижении результата).

Также Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответ­ствовать научный метод:

• способность к самоисправлению (в зависимости от вновь при­обретенного опыта͵ как положительного, так и отрицательного);

• способность к действию (применемый научный метод дол­жен не только отражать окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации);

• истинность (только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и заслуживают их дальнейшего применения).

6. Рассматривая проблему познания,Джон Дьюи также прояв­ляет философское новаторство.

Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы знания:

• "эпистеме" — достоверное знание, проверенное теорией и

практикой (опытом);

• "докса" — недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны подняться до подлинного знания. Данные виды знания являются результатом двух типов по­знания:

• непосредственного, чувственного — доступно всœем, но не­достоверно, дает поверхностное знание ("докса") вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив;

• созерцание чистых идей — доступно немногим, однако, по­скольку "чистые идеи" устойчивы, постоянны и универсаль­ны, они дают достоверное знание — "эпистиме".

Следуя Платону, Дьюи считает, что:

• чувственное знание свойственно людям, занятым физиче­ским трудом и, как правило, не имеющим образования, — рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.;

• высшая духовная деятельность (духовное познание через созер­цание чистых идей) свойственна людям специально подготовлен­ным, очень образованным и не занятым физическим трудом.

По причине того, что исторически труд людей делился на низ­кую физическую деятельность и высшую духовную, то соответ­ственно выделилось два типа мировоззрения (и познания):

• материалистическое;

• идеологическое.

Спор между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, когда имело место разделœение труда на грубую физическую деятель­ность и высшую духовную.

По мере стирания грани между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеа­лизмом будет сглаживаться, уменьшаться.

В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с фи­зическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан кон­фликт между материализмом и идеализмом. Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную побе­ду, то и идеализм одержит окончательную победу над материа­лизмом и станет основным мировоззрением и способом познания.

Пока же указанного процесса не произошло, крайне важно использовать и идеалистический, и материалистический спосо­бы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, используя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистиче­ский), уклон следует делать в пользу идеалистического.

Разработав теорию научного метода и учение о проблемати­ческой ситуации, Дьюи делает еще одно философское открытие.

Поскольку достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической си­туации в решенную, то данная ситуация приобретает иное каче­ство. Следовательно, познание приводит к качественному измене­нию объекта познания,познание изменяет само существование предмета познания.