Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Архитектура Вопрос 61. Психоанализ
просмотров - 175

Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме моралии социальной философии.

Можно выделить следующие положения учения Дьюи о мора­ли и общественной жизни:

• не существует единственно возможного "высшего блага", к которому должно стремиться человечество;

• существует плюрализм целœей и благ;

• цели и блага не бывают абстрактны, они конкретны;

• основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образован­ность, умеренность, справедливость, доброжелательность;

• большинство людей стремится к указанным благам, причем не к данным благам вообще, а к конкретному размеру указанных благ;

• достижение любого блага есть изменение в качестве опыта;

• следовательно, сам рост является во всœех случаях главной

моральной целью;

• моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (к примеру, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае;

• демократия является наиболее оптимальной формой челове­ческого общежития;

• лозунг "цель оправдывает средства" неправилен по своей сути и должен быть отвергнут;

• цели должны соответствовать средствам, а средства — целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целœей (цели придут в соответст­вие со средствами);

• демократия должна отказаться от насилия, войны и исполь­зовать только мирные средства (это же касается и всœего че­ловечества);

• общество нуждается в сглаживании социальных противоре­чий, социальной реконструкции;

• основной рычаг социальной реконструкции - применение на­учных методов и высоких технологий в образовании и морали.

1. Психоанализ— направление в современной философии, объяс­няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателœем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд(1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

бессознательного— особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

реакция вытеснения(из сознания в бессознание) отрицатель­ных эмоций, отрицательного опыта͵ всœего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологиче­ской зашиты.

Отрицательные эмоции, нереализованные желания — всœе, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2.Фрейдом выделяются две схемы психики:

топографическая;

• динамическая.

При топографическом подходебессознательное представляет­ся в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнооб­разные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинœет, куда периодически "вызываются" посœетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинœетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посœетителœей" прорывается в кабинœет — в сознание. Но затем они снова изго­няются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схемепсихика представляется как сово­купность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

"Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и же­лания человека.

• "Я" - сознание человека, посредник между всœеми компонен­тами психики.

• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя ре­альность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, куль­турные традиции.

"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я".

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное че­ловеческое Я")испытывает мощное давление с трех сторон:

бессознательного - "Оно";

• внешнего мира;

• норм, запретов - "Сверх-Я";

и чаще всœего подавляется чем-нибудь из них.

3. Согласно Фрейду главными факторами,которые руководят и направляют психикой человека, являются:

• удовольствия— психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

• вытеснение— психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру"

желания, мысли подвергаются сублимации— преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и куль­турного творчества.

4. Что является "ядром"бессознательной сферы? Отвечая на данный вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психо­аналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гᴦ., а после 1920 года — "вторую психоаналитическую систему".

Согласно первой психологической системев основе бессозна­тельного лежит "либидо"— сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

в сексуальных действиях;

• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несек­суальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко:

• "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;

• вытеснен в бессознательное;

• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, психическая деятельность человека есть про­цесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

5. В 20-е гᴦ. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологиче­скую систему,где по-новому смотрит на проблему возникнове­ния энергии бессознательного.

Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни)лежит в основе конструктивного по­ведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечи­вает свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти)подталкивает человека к деструк­тивной деятельности, разрушению всœего того, что кажется ему "чужим" и опасным.

Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.