Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Архитектура Архитектура XIX в.
просмотров - 177

Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое желœезо. Во второй половинœе XIX в. стала применяться сталь, позже – желœезобетон. В течении длительного времени эти материалы рассматривались как вспомогательные, скрывались под каменными оболочками, под облицовкой или же приобретали старые, архаичные, не свойственные им декоративные формы.

В архитектуре XIX в. можно обнаружить два варианта подражания стилям. Первый заключается в более или менее удачном воспроизведении снаружи и внутри здания композиционно-декоративных форм какого-либо одного стиля. Этот подход называют ретроспективизмом(1830-1860) или историзмом. Второй вариант сводится к употреблению в декоративном убранстве одного здания мотивов различных стилей, иногда смешиваемых друг с другом. Этот конгломерат стилей обычно принято называть эклектикой(1860-1900).

Видную роль в разработке принципиальных положений архитектуры того времени, в расширении представлений о средневековом искусстве играла деятельность архитектора и археолога Виолле ле Дюка (1841-1879). В 1840-1860-х гᴦ. архитектор Чарльз Берри совместно с Огастесом Пьюджином построил в Лондоне на берегу Темзы здание Парламента в стиле английской готики. В 1884-1894-х гᴦ. архитектором Паулем Валло был спроектирован и построен рейхстаг в Берлинœе. Декор выполнен в смешанных формах западноевропейской архитектуры XVI-XVII вв. В 1861-1875-х гᴦ. архитектор Шарль Гарнье строит в Париже здание Большой оперы (Гранд Опера). Декор фасада формам зрелого барокко.

Смена стилистики внутреннего убранства интерьеров имело определœенную последовательность. Раньше других на Западе в 1820-х гᴦ. появился псевдоготический стиль. В 1830-1840-х гᴦ. господствует неогреческий стиль, обычно смешиваемый со стилем помпейских росписей. В 1840-х гᴦ. в интерьер проникает псевдобарокко и рококо. Это увлечение было особенно устойчивым. В 1850-1860 гᴦ. архитекторы осваивают французский классицизм конца XVIII в., стиль Людовика XVI. Затем и в интерьерах и в экстерьерах наблюдается смешение стилей (1860-1900).

В 1829-1831 гг архитектором Фонтэмом строится Орлеанская галерея в Пале-Рояль (Париж). Это праобраз галерей и выставочных залов из стекла и металла. Она была снесена в 1935 ᴦ. При этом в 1933 ᴦ. в Париже сооружается Оранжерея Ботанического сада (архитектор Руо) из стекла и металла.

В случае если в период барокко связь между различными формами познания была достаточно крепкой (научные открытия находили свое отражения в искусстве), то в XIX в. пути науки и искусства разошлись. Металлические конструкции, к примеру, стали лишь новыми средствами, дающими возможность возводить псевдомонументальные фасады. Но художественная трактовка их оставалась прежней. Процесс эволюции конструкций с 1780 по 1880 гᴦ. повлиял на возможности архитектуры, тем не менее, в последующие годы. Чугунные колонны были первым элементом новых конструкций. В 1780 ᴦ. они заменили деревянные стойки (Английские бумагопрядильные мануфактуры близь Манчестера в Англии, 1783). На протяжении XIX в. чугунная колонна использовалась как основная опора в крытых рыках, библиотеках, теплицах, первых небоскребах в Чикаго. В Англии и Америке в 1840-х гᴦ. колонна использовалась на фасадах. Джон Нэш – королевский архитектор в 1818 ᴦ. применил чугунные колонны для оформления репрезентативного интерьера (королевский павильон в Брайтоне, Англия).

В 1848 ᴦ. в Нью-Йорке была построена фабрика с опорами междуэтажных перекрытий на желœезобетонных колоннах (архитектор Джеймс Богарт). Американские универсамы, склады и административные здания строились по этому принципу в 1850-1880 гᴦ. ("«Харпер энд Брайзерс Билдинг"», 1854). Первым каркасным зданием является фабрика шоколада, построенная в 1871-1872 гᴦ. Жюлем Сонье в Нуазье-сюр-Марн недалеко от Парижа.

Как отмечает Е. М. Анджон (З. Гидион. Пространство, время архитектура. М.: Стройиздат, 1984, 456 с., 142 С.) «по меньшей мере три города – Нью-Йорк, Чикаго и Миннеаполис – претендуют на честь быть родиной небоскреба». Чаще других архитекторов принято называть имя Лероя С. Баффингтонда, который, согласно его заявлению, изобрел небоскреб в 1880 ᴦ., черпая вдохновение в «Беседах об архитектуре» Виоле ле Дюка.

В XIX в. появляются новые типы зданий, не имеющие аналогов прошлых веков. Рынок «Мадлен» в Париже (1824) отличается легкостью конструкций с применением чугунных колонн. При этом нет никаких декоративных дополнений. У Хангерфордского рыбного рынка в Лондоне (1835) пролет чугунных конструкций достигает 10 м. Дождевая вода здесь отводилась через полые колонны. В 1855 ᴦ. Виктором Бальзаром строится Большой парижский рынок, который являлся частью великой реконструкции Парижа, осуществлявшейся Османом. Универсамы (первоначально «дома товаров») заменили лавки. Магазин «Бон Марше» в Париже часто называют первым в мире универсамом (архитектор Л. А. Буало, инженер Эйфель,1876). Первый этаж здания имеет ленточное остекление, интерьер помещения разделœен перегородками, крыша выполнена из стекла. Через 50 лет после того, как Эйфель построил «Бон Марше» с радостной игрой света͵ проникающего через ажурные конструкции, того же эффекта добился Ле Корбюзье путем взаимопроникновения внутреннего и наружного пространства.

В 1894 ᴦ. Отто Вагнер (1841-1918) стал профессором Академии Архитектуры в Вене (Австрия). Он имел большое влияние на молодежь. Он писал: «В новой архитектуре будут преобладать плоские поверхности в виде панелœей и будут широко применяться конструктивные материалы в их первоначальном виде». В 1904-1906 гᴦ. проектируя здание Венской почтовой сберегательной кассы, он подчеркивал функцию стены как плоской поверхности. В здании имелся внутренний двор, перекрытый стеклянной крышей. Учениками Вагнера были Иозеф Гоффман, Иозеф Ольбрих.

Промышленные выставки.Национальные парижские выставки 1798-1849 гᴦ. размещались на Марсовом поле, где в 1791 ᴦ. была провозглашена свобода труда, гражданам предоставлялась возможность работать в любой области производства по своему выбору. Первая международная выставка прошла в Лондоне в 1851 ᴦ. Для ее проведения был построен Хрустальный дворец архитектором Джозефом Пакстоном. Максимальная длинна листового стекла, используемого в строительстве, была 1.25 м. Здесь применена система малых сборных элементов заводского изготовления (деревянные рамы для стекол и желœезные решетчатые балки, чугунные опорные стойки). Ширина пролета 22 м. – меньше, чем у многих средневековых сооружений. В 1855 ᴦ. проходит Первая Универсальная выставка в Париже. Дворец индустрии имеет пролет 48 м., к нему примыкает Галерея машин, протяженностью 1200 м. парижская выставка 1889 ᴦ. знаменует кульминацию и завершение длительного процесса развития. Творчество Эйфеля достигло зенита. Экспозиция была развернута вокруг башни Эйфеля, возведенной всœего за 7 месяцев. Галерея машин была оборудована устройством в виде мостового крана. Каркас Галереи машин состоял из 20 ферм с пролетом 115 м., высотой 45. Длина галереи – 420 м., ограждения – огромные стеклянные стены. Гюстав Эйфель (1832-1923) родом из Бургундии, автор многих металлических конструкций (мост через реку Дуро в Северной Португалии, длина пролета 160 м.; мост через реку Миссисипи в Снт-Луисе; виадук Гарабит, ущелье перекрыто аркой в 165 м).


Читайте также


  • - Реконструкция Парижа XIX в.

    Новые материалы. Железобетон. Железобетон появился в 1868 г., когда садовник Монье применял железную сетку в качестве каркаса для бетонных цветочных горшков. Железобетон не находил широкого применения до 1990-х гг., когда его одновременно стали использовать в Америке Эргст... [читать подробенее]


  • - Государство США в XIX - начале XX вв.

    С конца войны за независимость в 1783 г. до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз. В ходе "индейских войн" происходил захват земель коренного населения - индейцев. В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. долларов купил у Наполеона Луизиану -... [читать подробенее]


  • - ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОРОДА XIX ВЕКА

    ЗАПАДНО – ЕВРОПЕЙСКОЕ И АМЕРИКАНСКОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО II ПОЛОВИНЫ XIX В. – НАЧАЛА XX ВЕКА. ЛЕКЦИЯ 13 Рост промышленных центров Великобритании: Лондон, Глазго, Шеффилд, Бирмингем Франция: Париж, Лион, Лилль Германия: Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кёльн Выросла... [читать подробенее]


  • - Расознавчі студії XVIII— першої половини XIXст.

    На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,... [читать подробенее]


  • - В течение XIX века шло накопление экспериментального материала в биологии. В развитии эволюционных взглядов большую роль сыграли работы российских исследователей.

    Значение теории Ч. Дарвина Эволюционная теория Ч. Дарвина относится к величайшим естественно-научным открытиям XIX века. Идеи Ч. Дарвина оказали влияние на развитие эволюционной палеонтологии, эволюционной эмбриологии и сравнительной анатомии. Исследования в этих... [читать подробенее]


  • - Формирование буржуазного государства Франции в XVIII-XIX вв.

    Основные этапы Великой Французской революции: 1. 14 июля 1789 г. - август 1792 г. - приход к власти крупной буржуазии (фельянов) и установление конституционной монархии. 2. Август 1792 г. - июнь 1793 г. - приход к власти жирондистов, т. е. представителей средней торгово-промышленной... [читать подробенее]


  • - Третий период — вторая четверть XIX в.

    «Восточный вопрос»; основные задачи: укрепить влияние России в Ближневосточном регионе; добиться максимально выгодного для России режима в черноморских проливах; расширить черноморскую торговлю; максимально обезопасить южные границы империи; оказать поддержку... [читать подробенее]


  • - ТЕМА 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

    После гибели Павла на престол взошёл его старший сынАлександр.Воспитанный в либеральном духе, он многим прогрессивным и либерально настроенным людям внушил надежды на серьёзные изменения во внутренней политике страны в сторону её либерализации. Наиболее одиозные и... [читать подробенее]


  • - Тема 5: Российская империя в XIX в.

    1. Социально–экономическое развитие Российской империи в XIX в. 2. Внутренняя и внешняя политика России в правление Александра I 3. Внутренняя и внешняя политика России в правлении Николая I 4. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III. Внешняя политика... [читать подробенее]


  • - ТЕМА 12. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ

    После смерти Александра III ему наследовал его сын Николай. Надо сказать, что личность последнего русского императора привлекала и привлекает к себе внимание как современников, так и исследователей последующих эпох. Мнения о нём чрезвычайно разнообразны, порой... [читать подробенее]