Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Архитектура Базилика Максенция-Констрантина в Риме, нач. IV века
просмотров - 336

Это одно из лучших достижений строительного искусства римлян: «Все великолепные сооружения Максенция, как храм Ромы (Urbis) и базилику, сенаторы посвятили за заслуги Флавию [Константину]….» (Аврелий Виктор, О цезарях, 40, 26) (рис. 10.25).

Здесь цилиндрические своды, пересекаясь, образовали три крестовых свода (рис. 10. 26). Эллиптические «нервюры» (линии пересечения сводов) проецируются, подобно более поздним готическим нервюрам, на план сооружения огромными диагональными крестами. «Внутренний размеры базилики настолько велики, что она может разместить под своими сводами пятинœефный Кёльнский собор со всœеми его аркбутанами и контрфорсами. При этом наружные грани собора даже не коснутся стен боковых нефов базилики…» (Й. Дурм).

Фасады базилики были решены предельно лаконично – их украшали лишь большие решетчатые окна. Увеличение площади базилики было достигнуто за счет увеличения шести боковых помещений, перекрытых цилиндрическими сводами. Внутренняя поверхность сводов покрыта сеткой восьмиугольных кессонов (рис. 10.25).

а б

Рис. 10.25. Портреты императоров Максенция (306-312) (а) и Константина I Великого (306-337) (б)

Рис. 10.26. Базилика Максенция-Константина в Риме, нач. IV в. н.э. Современное состояние

а б

Рис. 10.27. Базилика Максенция-Константина в Риме, нач. IV века.: а – аксонометрия; б – план

Рис. 10.28. Базилика Максенция-Константина в Риме, нач. IV в. Интерьер, план (реконструкция)

Рис. 10.29. Вверху – руины базилики (гравюра Джованни Батиста Пиранези из цикла «Виды Рима», XVIII в.); внизу – современное состояние руин

Рис. 10.30. Базилика Максенция-Константина. Реконструкция интерьера

Цилиндрические своды и поперечные стены-контрфорсы погасили громадный распор бетонных крестовых сводов (рис. 10.27).

Пер­воначально в базилику Максенция входили че­рез портик с короткой, восточной, стороны. При перестройке вход был перенесен на длинную сторону, а трибунал – во вновь пристроенную против него апсиду. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основной стала не продольная, а поперечная ось, как в термах, где главный зал неизменно ставился поперек главной оси генерального плана (рис. 10.28).

Пролет главного нефа (25,3 м) превосходит пролет терм только на два метра. Увеличение площа­ди до 6 000 м2 достигнуто дальнейшим увели­чением глубины шести боковых помещений. Сохранилась северная группа их громадных цилиндрических сводов, сплошь покрытых кес­сонами. Соединœенные проемами, они образуют подобие бокового нефа. Грандиозность сохранившейся части дает представление о внутреннем пространстве и о смелой конструкции всœей ба­зилики (рис. 10.29). Распор громадных бетонных крестовых сводов, поднятых выше крыш боковых помеще­ний, погашался, как и в термах, поперечными стенами и сводами. Лаконичные фасады, изре­занные поверху большими решетчатыми окна­ми, составляли лишь чрезвычайно простую оболочку богато отделанного зала; скромные входные портики подчеркивали грандиозность и простоту целого, что характерно для боль­шинства позднеримских зданий (рис. 10.30).

В Нимфее Лициниевых садов (так называемая Минœерва Медика, сер. III в. н.э.) отражены искания, направленные к об­легчению конструкции и к разрешению проб­лемы сильно освещенного центрического про­странства.

Десятигранник с попереч­ником около 24 м разделœен на два яруса. Объем нижнего яруса увеличен выступающими нару­жу нишами, верхний же прорезан окнами. Освещенный окнами в барабане интерьер существенно отличается от внутренних помещений, освещенных верхним отверстием (Пантеон) или окнами в распалубках у основания купола (термы Каракаллы). Переход от десятигран­ника к куполу произведен с помощью небольших парусов. Купол имеет кирпичные нервюры. Памятник свидетельствует о новаторских тен­денциях строителœей того периода (рис. 10.31).

а б

Рис. 10.31. Нимфей Лициниевых садов (храм Минœерва Медика) в Риме, III в:

а – фрагмент конструкции купола; б – план здания (внизу)


Читайте также


  • - IV. Стеноз a. pulmonalis

    III. Атрезия трехстворчатого клапана А. Встречаемость: 2-5% больных с синими пороками сердца. Б. Анатомия. 1. Присутствуют четыре основные аномалии: 1) атрезин трехстворчатого клапана, 2) ДМПП, 3) гипоплазия ПЖ, 4) ДМЖП. Кровь обычно поступает в ПЖ через ДМЖП. 2. У 30% больных... [читать подробенее]


  • - IV. Дефекты межжелудочковой перегородки (ДМЖП)

    III. Полный (открытый) предсердно-желудочковый канал А. Эмбриология: выраженные дефекты развития эндокардиальных валиков. Б. Патология. 1. Значительный атриовентрикулярный дефект, включающий как меж-предсердную, так и межжелудочковую перегородку. 2. Патология... [читать подробенее]


  • - IV – малонебезпечні (бензин, фенол).

    Що шкідливіша речовина, то складніше здійснити захист атмосферного повітря і то нижчий його ГДК. Для кожної речовини встановлюються два нормативи: максимальна разова і середньодобова. Максимальна разова ГДК встановлюється для попередження рефлекторних реакцій у... [читать подробенее]


  • - Культовые и мемориальные сооружения IV в. до н. э.

    Храм Артемиды в Эфесе был перестроен вскоре после пожара 365 г. до н. э. архитектором Дейнократом. План грандиозного диптера VI в. до н. э. был в ос­новном сохранен, лишь стилобат был поднят на несколько ступеней. Низ колонн, как и в ар­хаическом храме, был украшен богатыми... [читать подробенее]


  • - IV. Мировая система. Проблемы глобализации. Место России в мировом сообществе.

    Предупреждение и разрешение социальных конфликтов. Стадии развития конфликтов. 1. перевес одной из сторон позволяет навязать более слабому свои условия прекращения конфликта. 2. борьба идет до полного поражения одной из сторон 3. затяжной характер из-за недостатка... [читать подробенее]


  • - Комплекс мужского костюма на вторую половину XIVв. - начало XVвека.

    1) Брэ. Шьется из белого льна. Перед пошивом обязательно постирайте и прогладьте купленную ткань! Лён имеет неприятную особенность «садиться», то есть ваша одежда после пошива может уменьшится в размерах под воздействием влаги. Длина до колен или чуть выше. Крой: ... [читать подробенее]


  • - РАЗРЕЗ IV

    РАЗРЕЗ II РАЗРЕЗ IV 3 I II 4 5 15,0 15,0 3,8 5,3 5,3 7,5 5,3 3,8 Рис.2.3.Поперечные профили земляного полотна первого варианта реконструкции обгонного пункта ВАРИАНТ 2 РАЗРЕЗ I I II 4 5 15,0 15,0 3,8 5,3 5,3 7,5 3,8 I II 4 5 15,0 15,0 3,8 5,3 5,3 7,5 3,8 Рис.2.4.Поперечные... [читать подробенее]


  • - XII—XIV вв.

    1 — дворец; 2 — аркада теремца (фреска Кнево-Софийского собора); 3 — трехэтажный столп с шатром; 4 — крещатая крыша; 5 - бочечная крыша на тереме (Радзивилловская летопись) 6 - бочечная крыша, гульбище, вышка (Хроника Амратола) 7 - 9 - кубоватые крыши (Радз. лет.) 10 -... [читать подробенее]


  • - XII—XIV вв.

    1 — дворец; 2 — аркада теремца (фреска Кнево-Софийского собора); 3 — трехэтажный столп с шатром; 4 — крещатая крыша; 5 - бочечная крыша на тереме (Радзивилловская летопись) 6 - бочечная крыша, гульбище, вышка (Хроника Амратола) 7 - 9 - кубоватые крыши (Радз. лет.) 10 -... [читать подробенее]


  • - IV. Вестибулярная система

    Это сенсорная система, которая информирует тело о положении его частей в пространстве и раздражителями этой системы являются : /.Изменение положения головы 2.Наклоны - 3.Прямолинейное и угловое ускорения. 4,Вращение и гравитационное поле земли. :;::, Рецепторы вестибулярной... [читать подробенее]