Категории
- Астрономия
- Биология
- Биотехнологии
- География
- Государство
- Демография
- Журналистика и СМИ
- История
- Лингвистика
- Литература
- Маркетинг
- Менеджмент
- Механика
- Науковедение
- Образование
- Охрана труда
- Педагогика
- Политика
- Право
- Психология
- Социология
- Физика
- Химия
- Экология
- Электроника
- Электротехника
- Энергетика
- Юриспруденция
- Этика и деловое общение
Архитектура
Базилика Максенция-Констрантина в Риме, нач. IV века просмотров - 1222
Это одно из лучших достижений строительного искусства римлян: «Все великолепные сооружения Максенция, как храм Ромы (Urbis) и базилику, сенаторы посвятили за заслуги Флавию [Константину]….» (Аврелий Виктор, О цезарях, 40, 26) (рис. 10.25).
Здесь цилиндрические своды, пересекаясь, образовали три крестовых свода (рис. 10. 26). Эллиптические «нервюры» (линии пересечения сводов) проецируются, подобно более поздним готическим нервюрам, на план сооружения огромными диагональными крестами. «Внутренний размеры базилики настолько велики, что она может разместить под своими сводами пятинефный Кёльнский собор со всеми его аркбутанами и контрфорсами. При этом наружные грани собора даже не коснутся стен боковых нефов базилики…» (Й. Дурм).
Фасады базилики были решены предельно лаконично – их украшали лишь большие решетчатые окна. Увеличение площади базилики было достигнуто за счет увеличения шести боковых помещений, перекрытых цилиндрическими сводами. Внутренняя поверхность сводов покрыта сеткой восьмиугольных кессонов (рис. 10.25).
а б
Рис. 10.25. Портреты императоров Максенция (306-312) (а) и Константина I Великого (306-337) (б)
Рис. 10.26. Базилика Максенция-Константина в Риме, нач. IV в. н.э. Современное состояние
а б
Рис. 10.27. Базилика Максенция-Константина в Риме, нач. IV века.: а – аксонометрия; б – план
Рис. 10.28. Базилика Максенция-Константина в Риме, нач. IV в. Интерьер, план (реконструкция)
Рис. 10.29. Вверху – руины базилики (гравюра Джованни Батиста Пиранези из цикла «Виды Рима», XVIII в.); внизу – современное состояние руин
Рис. 10.30. Базилика Максенция-Константина. Реконструкция интерьера
Цилиндрические своды и поперечные стены-контрфорсы погасили громадный распор бетонных крестовых сводов (рис. 10.27).
Первоначально в базилику Максенция входили через портик с короткой, восточной, стороны. При перестройке вход был перенесен на длинную сторону, а трибунал – во вновь пристроенную против него апсиду. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основной стала не продольная, а поперечная ось, как в термах, где главный зал неизменно ставился поперек главной оси генерального плана (рис. 10.28).
Пролет главного нефа (25,3 м) превосходит пролет терм только на два метра. Увеличение площади до 6 000 м2 достигнуто дальнейшим увеличением глубины шести боковых помещений. Сохранилась северная группа их громадных цилиндрических сводов, сплошь покрытых кессонами. Соединенные проемами, они образуют подобие бокового нефа. Грандиозность сохранившейся части дает представление о внутреннем пространстве и о смелой конструкции всей базилики (рис. 10.29). Распор громадных бетонных крестовых сводов, поднятых выше крыш боковых помещений, погашался, как и в термах, поперечными стенами и сводами. Лаконичные фасады, изрезанные поверху большими решетчатыми окнами, составляли лишь чрезвычайно простую оболочку богато отделанного зала; скромные входные портики подчеркивали грандиозность и простоту целого, что характерно для большинства позднеримских зданий (рис. 10.30).
В Нимфее Лициниевых садов (так называемая Минерва Медика, сер. III в. н.э.) отражены искания, направленные к облегчению конструкции и к разрешению проблемы сильно освещенного центрического пространства.
Десятигранник с поперечником около 24 м разделен на два яруса. Объем нижнего яруса увеличен выступающими наружу нишами, верхний же прорезан окнами. Освещенный окнами в барабане интерьер существенно отличается от внутренних помещений, освещенных верхним отверстием (Пантеон) или окнами в распалубках у основания купола (термы Каракаллы). Переход от десятигранника к куполу произведен с помощью небольших парусов. Купол имеет кирпичные нервюры. Памятник свидетельствует о новаторских тенденциях строителей того периода (рис. 10.31).
а б
Рис. 10.31. Нимфей Лициниевых садов (храм Минерва Медика) в Риме, III в:
а – фрагмент конструкции купола; б – план здания (внизу)
Читайте также
III. Атрезия трехстворчатого клапана А. Встречаемость: 2-5% больных с синими пороками сердца. Б. Анатомия. 1. Присутствуют четыре основные аномалии: 1) атрезин трехстворчатого клапана, 2) ДМПП, 3) гипоплазия ПЖ, 4) ДМЖП. Кровь обычно поступает в ПЖ через ДМЖП. 2. У 30% больных... [читать подробенее]
III. Полный (открытый) предсердно-желудочковый канал А. Эмбриология: выраженные дефекты развития эндокардиальных валиков. Б. Патология. 1. Значительный атриовентрикулярный дефект, включающий как меж-предсердную, так и межжелудочковую перегородку. 2. Патология... [читать подробенее]
Що шкідливіша речовина, то складніше здійснити захист атмосферного повітря і то нижчий його ГДК. Для кожної речовини встановлюються два нормативи: максимальна разова і середньодобова. Максимальна разова ГДК встановлюється для попередження рефлекторних реакцій у... [читать подробенее]
Храм Артемиды в Эфесе был перестроен вскоре после пожара 365 г. до н. э. архитектором Дейнократом. План грандиозного диптера VI в. до н. э. был в основном сохранен, лишь стилобат был поднят на несколько ступеней. Низ колонн, как и в архаическом храме, был украшен богатыми... [читать подробенее]
Предупреждение и разрешение социальных конфликтов. Стадии развития конфликтов. 1. перевес одной из сторон позволяет навязать более слабому свои условия прекращения конфликта. 2. борьба идет до полного поражения одной из сторон 3. затяжной характер из-за недостатка... [читать подробенее]
1) Брэ. Шьется из белого льна. Перед пошивом обязательно постирайте и прогладьте купленную ткань! Лён имеет неприятную особенность «садиться», то есть ваша одежда после пошива может уменьшится в размерах под воздействием влаги. Длина до колен или чуть выше. Крой: ... [читать подробенее]
РАЗРЕЗ II РАЗРЕЗ IV 3 I II 4 5 15,0 15,0 3,8 5,3 5,3 7,5 5,3 3,8 Рис.2.3.Поперечные профили земляного полотна первого варианта реконструкции обгонного пункта ВАРИАНТ 2 РАЗРЕЗ I I II 4 5 15,0 15,0 3,8 5,3 5,3 7,5 3,8 I II 4 5 15,0 15,0 3,8 5,3 5,3 7,5 3,8 Рис.2.4.Поперечные... [читать подробенее]
1 — дворец; 2 — аркада теремца (фреска Кнево-Софийского собора); 3 — трехэтажный столп с шатром; 4 — крещатая крыша; 5 - бочечная крыша на тереме (Радзивилловская летопись) 6 - бочечная крыша, гульбище, вышка (Хроника Амратола) 7 - 9 - кубоватые крыши (Радз. лет.) 10 -... [читать подробенее]
1 — дворец; 2 — аркада теремца (фреска Кнево-Софийского собора); 3 — трехэтажный столп с шатром; 4 — крещатая крыша; 5 - бочечная крыша на тереме (Радзивилловская летопись) 6 - бочечная крыша, гульбище, вышка (Хроника Амратола) 7 - 9 - кубоватые крыши (Радз. лет.) 10 -... [читать подробенее]
Это сенсорная система, которая информирует тело о положении его частей в пространстве и раздражителями этой системы являются : /.Изменение положения головы 2.Наклоны - 3.Прямолинейное и угловое ускорения. 4,Вращение и гравитационное поле земли. :;::, Рецепторы вестибулярной... [читать подробенее]