Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Архитектура Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)
просмотров - 275

Император Диоклетиан (284-305 гᴦ.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и посœелился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завер­шилось превращение римского государства в неограниченную военно-бюрократическую мо­нархию восточного типа («доминат», от доминус – господин). Становление домината завершилось делœением империи на четыре части. Оно узаконило уже назревшее хозяйственное обособление частей государства, связанное с частичным возвратом к натуральному хозяй­ству.

На рубеже III-IV вв. в самом Риме еще сильны были старые архитектурные традиции. Дворец Диоклетиана в Салоне (Спалато, совр. Сплит) резче отразил новые тенденции в понимании дворцового сооружения как в конструкциях, так и в деко­ре. Громадные размеры (108×220 метров) и великолепие дворца, предназначавшегося для проживания Диоклетиана после его ухода от власти, дают представление о богатстве военно-бюрократической знати при поздней империи, несмотря на ее общее разорение и упадок (рис. 10.32).

Рис. 10.32. Дворец Диоклетиана в Салоне, нач. IV в. н. э. Реконструкция

Дво­рец, построенный на берегу моря, окружен стеной с башнями. Главные помещения императорских покоев были обращены в сторону моря (рис. 10.30). В средней части «морской» стены размещался вход во дворец по каналу, прорытому от побережья. Посœетители могли попасть во дворец на лодках с крупных морских судов, которые оставались дрейфовать на внешнем рейде. В это беспокойное время города становились крепостями, а виллы и дворцы – замками (рис. 10.33).

Рис. 10.33. Дворец Диоклетиана в Салоне, нач. IV в. до н.э. Реконструкция, современное состояние

В плане дворца использована схема римского военного посœелœения (каструма). Преобладание мавзолея над храмом указывает на возросшее значение культа императора. Высо­кий октогон (восьмигранник) мавзолея окружен колоннужной (рис. 10.34).

Рис. 10.34. Макет дворца Диоклетиана в Спалато (реконструкция)

Рис. 10.35. Продольный разрез храма (реконструкция)

Легкий купол (D = 13,5 м) сложен из кирпи­ча, а не из бетона и притом, по-видимому, без опалубки (рис. 10.35).

а б

Рис. 10.36. Аркатура Золотых ворот дворца Диоклетиана; его портрет (версия).

А Б

Рис. 10.37. А – план дворца [а – северные (Золотые ) ворота; б – мавзолей Диоклетиана; в – вход в императорские покои; г – храм]; Б – арочный антаблемент

Это новое слово в античной технике. Зал расчленен декоративным двухъярусным ордером. Мавзолей – одна из многих центрических усыпальниц с внутрен­ним обширным пространством. Он наделœен суровым величием, подобающим усыпальнице богоподобного монарха (рис. 10.36).

Арка, как и ку­пол, издавна считалась символом небесного свода. Эта конструкция занимает особое место и во дворце гоните­ля христиан Диоклетиана, и в раннехристианских церквах. Под аркой или под ароч­ным антаблементом изображались и императоры, и христианские пророки (рис. 10.37).

Рис. 10.38. Внутренний двор дворца Диоклетиана. Фасад храма

Так называемой «триумфальной ар­кой» стали подчеркивать в хри­стианских базиликах алтарь. Ордер дворца отли­чается от ордера в одновремен­ных термах Диоклетиана. Порез­ку здесь сменили резьба, резкие контрасты черных теней с белым мрамором. Отклонения от клас­сических образцов, наметившиеся в храмах Баальбека, доведены теперь до предела. Грубая, глубокая резьба усиливает мрачное великолепие дворца-крепости.

В архитектуре дворца ярко выражены восточные эле­менты. В портики введен мотив арочного анта­блемента. Этот мотив, издавна применявшийся в Передней Азии для оформления входа в го­род или святилище, был перенесен на жи­лище императора. Аркады по колоннам обрам­ляют площадь между мавзолеем и храмом (рис. 10.38). Меньшие декоративные аркатуры, опертые когда-то на колонны, поддерживаемые консо­лями, венчают фасады (рис. 10.37-Б). Этот прием получил дальнейшее развитие в средневековой архитектуре. Аркада по колон­нам применялась в римской архитектуре еще при Адриане. Но грандиозный, открытый на фасад свод наиболее характерен для дворцов пар­фянского и особенно сасанидского Ирана (ᴦ. Ктесифон). Главные улицы дворца обрамляли аркады на колоннах. Фасады дворца были украшены аркатурами (декоративными пилястрами в виде накладных аркад, опирающихся на кронштейны). Примером тому могут служить Северные (Золотые) ворота дворца. Этот прием получил дальнейшее развитие в средневековом зодчестве.

Очень широко в обработке архитектурных деталей применялся орнамент, выполненные буравом. С его помощью в мраморных капителях просверливали многочисленные темные отверстия. Исчез богатый рельеф и пластика классического периода. Форма деталей стала схематизированной и упрощенной. Все внимание художника была направлено на «разрыхление» поверхности сооружения огромным количеством мелких отверстий и форм.

Это заставило её как бы «вибрировать» мелким контрастом темных и светлых пятен, растворять материала в мелочной игре светотеней.

Начатый в колонне Марка Аврелия, данный прием был продолжен в раннехристианской и в мусульманской архитектуре (арабские государства Испании, Египта͵ Передней Азии, Турции).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алпатов М.В. и др. История архитектуры в избранных отрывках. – М. : Изд. Всес. академии архитектуры, 1935 – 590 с.

2. Андреев А.Н. Памятники древнего Рима. Полное описание замечательных мест и зданий древнего Рима в настоящем их положении. – М.: Тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1861. – 283 с., 1 план.

3. Блаватский В.Д. Архитектура античного мира. – М. : Изд-во Всес. Академии архитектуры, 1939. – 162 с., ил.

4. Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. – М. : Изд. Всес. академии архитектуры, 1938 – 124 с.

5. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. – В 2-х т. – М. : Центрполиграф, 2003. – Том 2 – 2003. – 540 с., ил.

6. Буассье Г. Археологические прогулки по Риму. – М.: Тип. М. И С. Сабашниковых, 1915. – 352 с.

7. Бычков, Виктор Васильевич. Эстетика поздней античности : II-III вв. – М. : Наука, 1981. – 325 с.

8. Винкельман И.И. История искусства древности (перевод с издания 1763 ᴦ.). – Л.: Изогиз, 1933. – 432 с.

9. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. – М.: АН СССР, 1954 – 268 с.

10. Вопросы всœеобщей истории архитектуры. – Сб. 1 / Под ред. Н.П. Былинкиной. – М. : Госстройиздат, 1961. – 402 с., ил.

11. Всемирная история, в 10 т., Т. 2 / Под ред. С.Л. Утченко и др. – М.: Госполитиздат, 1956 – 899 с.

12. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 246-256.

13. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим) – М.: Стройиздат, 1973. – С. 486-674.

14. Всеобщая история архитектуры, в 2 т. – М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1944-1948, 1949. – Т. 2., кн. 2. Архитектура древнего Рима. // С.А. Кауфман, И.С. Николаев, А.Г. Цирес. – 435 с., ил.

15. Гевириц Я.Г. История античной архитектуры: Очерки. – Вып. I – Л.: Академия художеств, 1925. – 134 с.

16. Грифцов Б. Рим. – 2-е изд. – М. : «Образовательные экскурсии», 1916. – 256 с., 27 табл.

17. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры : Лицо города. – М.: Молодая гвардия, 1990 – 350 с.

18. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – Вып. 1. От древнейших времен до XVI ве ка: Очерки. – Изд. 4-е – М.: Искусство, 1985 – 319 с.

19. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М. : Мысль, 1989 – 479 с.

20. Дьяков В.Н. История римского народа в античную эпоху. – М. : Наука, 1947 – 211 с.

21. Зитте К. Художественные основы градостроительства. : Пер. с нем. – М.: Стройиздат, 1993. – 255 с.

22. Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры. – М. : Изд. Академии архитектуры СССР, 1940. – 519 с.

23. История древнего мира, в 3-х книгах. / Под ред. И.М. Дьяконова и др. – Изд. 2-е – М. : Наука, 1983 – 390 с., 574 с., 302 с.

24. Камерон Чарльз. Термы римлян. – М.: 1939.

25. Керлот Х.Э. Словарь символов. Мифология, магия, психоанализ. – М. : «REFL-book», 1994 – 608 с.

26. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима : Пер. с польск.- М. : Высшая школа, 1990. – 351 с.

27. Кюмон, Франц. Восточные религии в римском язычестве : Пер. с франц. Саниной А.П. – СПб. : Евразия, 2002. – 350 с.

28. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве : Пер. с англ. – М. : Стройиздат, 1986. – 264 с.

29. Маркузон В.Ф. Архитектура древнего Рима. Искусство стран и народов мира, Т. 3. – М.: 1971.

30. Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М. : ОГИЗ, 1948 – 679 с.

31. Милонов Ю.К. Архитектурные формы древнего мира. // Проблемы архитектуры, 1937. – Т. 2, Книга 2 – С.. 457-517.

32. Моммзен Т. История Рима : Пер. с нем. – М. : Изд-во иностранной литературы, 1949 – 632 с.

33. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств: Очерки теории. – М.: Искусство, 1982. – 192 с.

34. Ордера римские (по книге А. Дегоде «Архитектура античного Рима») : Календарь, 1994. – 13 табл.

35. Пилявский В.И. Рим. – Л.-М. : Стройиздат, 1964. – 104 с.

36. Рончевский К. Римские триумфальные арки. – М.: 1916.

37. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М. : Стройиздат, 1984. – 376 с.

38. Cергеев В.С. Очерки по истории древнего Рима, Ч. 1. – М. : 1938. – 370 с.

39. Суздальский Ю.П. и др. На семи холмах : Очерки культуры Древнего Рима. – Изд. 2-е – М. : Просвещение, 1965. – 399 с.

40. Флетчер Б.Ф. История архитектуры. – М. : Наука, 1913. – 463 с.

41. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах : Пер. с франц. – 4-е изд. – М. : Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 2 – 708 с.

42. Boak A.E.R. A history of Rome to 565 AD. – New York : 1943. – 552 p.

43. Frank T.A. History of Rome. – New York : 1923. – 621 p.

44. Jones A.N.M. The cities of the eastern Roman provinces. – London : 1937. – 576 p.

45. Pais E. Ancient legends of Roman history. – London : 1905. – 336 p.

46. Trever A.A. History of ancient civilization. Vol. II. The roman world. – New York : 1939. – 807 p.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. «Бату-хан указал плетью вдаль:

- Как зовется селœенье и крепость там, в тумане на берегу?

- Это город Спалато. В нем находится дворец римского императора …

- Когда он жил?

- Это было давно. Тысячу лет назад. Тогда император приказал построить себе дворец, вывезя из Египта͵ которым он владел, искусных мастеров.

- Зачем же он выбрал для дворца такое плохое место?

- Потому что он был родом отсюда, славянин из Диоклеи, и здесь же хотел закончить свою жизнь. Он разделил свою власть между выбранными соправителями, а сам посœелился здесь, в великолепном дворце, отказавшись от управления империей и занимаясь только выращиванием капусты и других овощей в своем саду…

- Почему же данный великолепный дворец в развалинах? Почему же вы плохо смотрите за ним?

- Мы уже от дедов получили вместо удивительного дворца одни его развалины.

- Ничего другого вы и не заслуживаете…» [В. Ян. К последнему морю: Роман. – Барнаул: ИНИС, 1994. – С. 241, 245].

О каком дворце и о каком римском императоре здесь идет речь?

2. Со времен Марка Випсания Агриппы вход в римские термы стал бесплатным. С тех пор правители Рима словно соперничали друг с другом в строительстве всœе более роскошных и вместительных терм, которые могли бесплатно посœещать широкие слои народа. Термы строили Нерон, Тит, Траян, но самые великолепные появились только в 211-218 гᴦ. – термы Каракаллы. Общее число общественных бань в Риме, больших и малых, приближалось, в конце концов, к тысяче.

Большие императорские термы, отделанные мрамором и богато украшенные, состояли из целого комплекса построек, окруженных портиками, садами и стадионами, палестрами, залами для отдыха и аллеями для прогулок, иногда даже библиотеками, куда образованные римляне отправлялись после купания. Перед омовением посœетители бань обычно занимались гимнастикой, играли в мяч или фехтовали, нанося удары по деревянные столбам и щитам. Такое времяпровождение не было чуждо и женщинам. Целый день здесь стоял неумолчный шум. Лишь после заката солнца наступала тишина – термы запирались на ночь.

Напишите реферат о самых знаменитых римских термах, республиканских и императорских.

3.Римляне изобрели два вида бань – римскую и римско-ирландскую. Обе они являются чисто воздушными при умеренной температуре 50–60°С. По меткому определœению русских путешественников, «бани эти – соблазн для души, невыгода для тела!».

Обогрев парных в римской бане производился печами, расположенными в цокольном либо в подвальном этажах. Топливом служила нефть. Горячий воздух от печей расходился под полом и по стенам в специальных трубах. Процесс посœещения такой бани шел в несколько стадий: подготовительное помещение, помещение первого разогрева и парное отделœение. После интенсивной физической разминки в помещении первого разогрева (бег, поднятие тяжестей, игра в мяч, фехтование) римляне купались в бассейнах с различной температурой воды, пользовались услугами массажиста или шли в парное отделœение. Сюда горячий воздух поступал через каменные решетки в полу (рис. 10.39).

При этом нагрев и остывание тела происходили постепенно, без резкого перепада температур. Римско-ирландская баня отличается от римской тем, что здесь в парной имелась специальная труба для выхода отработанного воздуха. Это делало атмосферу бани более здоровой.

а б

Рис. 10.39. Стабиевы термы в Помпеях: а – интерьер раздевальни (аподитерия);

б – конструкция пола тепидария

Попытайтесь реконструировать схемы этих бань. Возможно ли их строительство в условиях Западной Сибири?

4. В Константинополе римские термы были видоизменены и получили название турецких бань. В турецкой бане (хаммом) пять парных с различной температурой воздуха (от 40 до 60°С) размещаются в центральном ядре здания (рис. 10.40).

Рис. 10.40. Турецкая баня (современный опыт)

Их окружают бассейны, комнаты для отдыха и массажа. Как и в римских банях, источником тепла здесь служат специальные топки, расположенные под каменным полом парных. Пол постепенно нагревается, и по нему ходят в обуви на толстой деревянной либо кожаной подошве или по деревянным решеткам. Купальщики сидят или лежат на особых возвышениях. Время от времени они поливают пол водой и нежатся в клубах горячего пара.

Сравните турецкую баню с римской, русской. Какая баня Вам нравится больше? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Внимательно рассмотрите фотографии римского театра и амфитеатра из города Лептис-Магна (рис. 10.41). Чем они отличаются от аналогичных построек Ранней империи?

Рис. 10.41. Лептис-Магна. Руины римского театра (слева) и амфитеатра (справа)

6.Аркада по колон­нам, использованная во дворце Диоклетиана в Спалато, появилась в римской архитектуре еще при императоре Адриане. Какое сооружение изображено на фотографиях внизу (рис. 10.42)? Его автор – император Адриан. Чем эти аркады отличаются от аркады в Спалато (рис. 10.38)? В чем Вы видите причину этого различия?


Читайте также


  • - III) Жизнь и переводческая деятельность Кирилла и Мефодия

    Император Михаил, а затем и патриарх Фотий начинают непрерывно направлять Константина, как посланника Византии, к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми другими религиями. Константин отправляется в Болгарию, обращает в... [читать подробенее]


  • - Башня III Интернационала В.Е. Татлина

    Архитектура XX в. План 1. Башня III Интернационала В.Е. Татлина, 2. Музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта Памятник III Коммунистического Интернационала, или "Башня Татлина" - самый известный и грандиозный проект российского художника, архитектора и дизайнера В. Е. Татлина -... [читать подробенее]


  • - ЛЕКЦИЯ XIII

    Общее содержание мероприятий по охране лесов от пожаров Кроме рассмотренных выше мероприятий по защите и воспроизводству лесов при лесоустройстве осуществляется проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров. Оно выполняется по трем направлениям: -... [читать подробенее]


  • - III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.

    I. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 1. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. 2. Типологические классификации языков. 3. Проблема реконструкции индоевропейского... [читать подробенее]


  • - I II III

    В схеме О.Каде выделяются некоторые существенные стороны перевода как коммуникативного акта. Акт перевода распадается на два взаимосвязанных коммуникативных акта – коммуникацию между отправителем и переводчиком и коммуникацию между переводчиком и получателем. При... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 2 страница

    Поглощение нейтронов в тканях не имеет той специфики, которая была свойственна электронам и протонам, и интенсивность их потока быстро убывает с нарастанием глубины тканей. Суть терапевтического использования нейтронов состоит в том, что ими пытаются насытить те... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 1 страница

    Тесты Ситуационные задачи. Алгоритмы лучевого исследования при патологии ЗЧС. Лучевые методы исследования эндокринной системы. 2. Рентгеноанатомия эндокринных желёз. 3. Лучевая семиотика заболеваний эндокринных желёз.Глава 1. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ... [читать подробенее]


  • - Расознавчі студії XVIII— першої половини XIXст.

    На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,... [читать подробенее]


  • - III Універсал УЦР

    Результати Основні сили, що вели боротьбу за владу в Києві в листопаді Проголошення Української Народної Республіки Восени 1917 р. ще більше зросла напруга в політика житті України. Тимчасовий уряд усіма силами перешкоджав Центральній Раді організувати владу в... [читать подробенее]


  • - III квартал

    В III квартале расширяются знания детей об окружающем, совер­шенствуются умения в лепке, уточняется форма, становится вырази­тельнее изображение, фигурки приобретают большую динамичность. Дети учатся устанавливать фигурки на подставках. Темами лепки могут быть фигуры... [читать подробенее]