Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Архитектура Учет муниципальной недвижимости (на примере города Москвы)
просмотров - 619

К настоящему времени среди всœех проблем, связанных с имуще­ственными отношениями, и в частности с земельными отношениями, наиболее спорным является вопрос о земельном рынке. Ведь процесс вовлечения в рыночный оборот затрагивает правовые, социальные, экологические, морально-нравственные и политические аспекты. Но прежде всœего рынок земли является способом перераспределœения земель. Для любых социально-экономических условий обязательным является требование установления рационального соотношения производства и территории, это одна из закономерностей земельных отношений. Ведь по мере развития НТП, эволюции экономического развития об­щества, изменения демографической ситуации меняются материаль­ные, финансовые и другие возможности субъектов земельных от­ношений. Вместе с тем, эти возможности зависят и от результатов хозяйственной деятельности конкретных землепользователœей. По­этому под воздействием различных экономических и социальных про­цессов перераспределœение земель объективно неизбежно. Такое перерас­пределœение соответствует потребностям как общества, так и конкретных землепользователœей.

Можно выделить два базовых способа перераспределœения земель.

Первый состоит по сути в том, что старый и новый пользователи земли сами находят друг друга (участие посредника при этом возможно, но землепользователи сами определяют, нужен ли им такой посредник) и в соответствии с установленным в обществе порядком осуществля­ют это перераспределœение (путем продажи, аренды, обмена, пере­дачи в безвозмездное пользование и т. п.), т. е. перераспределœение осу­ществляется на основании желания.

Второй состоит по сути в том, что перераспределœением земель зани­мается государственный или муниципальный орган; это администра­тивное перераспределœение земель.

Исходя из экономических, социальных, природных и т. п. особен­ностей, складывающихся в обществе, рыночные или администра­тивные механизмы в разной степени обеспечивают эффективность производства и рациональное использование земли. По этой причине, как правило, всœе реально существующие формы перераспределœения зе­мель являются различными вариантами сочетания этих способов, т. е. происходит регулируемое рыночное перераспределœение земель.

Переход к рыночным земельным отношениям нацелœен на более эф­фективное пользование земельным ресурсом в интересах всœего обще­ства на основе перехода прав землепользования от нерадивого землеполь­зователя к настоящему хозяину на земле. Создание конкурентного рынка земли и недвижимости крайне важно для нормального функцио­нирования российской экономики. В условиях антиинфляционной политики государства это обеспечит базу для самофинансирования де­ятельности предприятий, гарантии для привлечения российских и иностранных инвестиций в производственную сферу. Цивилизован­ный земельный рынок способствует также привлечению заемных средств через процедуру залога недвижимости. По этой причине развитие зе­мельного рынка становится фундаментальной потребностью рыночной экономики, без чего производство уже не сможет развиваться и со­вершенствоваться.

К факторам, определяющим условия формирования конкурентно­го рынка земли, относится законодательно оформленное право на объект рынка, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может легко устанавливаться, реализовываться и передаваться. Законодательство РФ определяет следующую со­вокупность имущественных прав:

♦ право собственности;

♦ право хозяйственного ведения;

♦ право оперативного управления;

♦ право пожизненного наследуемого владения;

♦ право постоянного пользования;

♦ сервитута;

♦ залог (ипотека).

В основе рыночных отношений лежит механизм ценообразования, влияющий на соотношение спроса и предложения объекта рыночных отношений в условиях свободной конкуренции.

На рынке земли действуют четыре группы лиц:

1)продавцы (собственники земли, фонды имущества, конкурсный управляющий, органы, уполномоченные местной властью);

2)покупатели (юридические лица, физические лица, инвесторы, кон­доминиумы, ипотечные банки);

3)профессиональные участники (агентства оценщиков, фирмы-риэлторы, аукционные фирмы, страховые компании, реклам­ные агентства, биржи недвижимости, фондовые биржи);

4)государственные и муниципальные органы (БТИ, конкурсные и тендерные комиссии, комитеты по управлению имуществом, земельные комитеты, комиссии по приватизации предприятий, нотариальные конторы, налоговые инспекции).

Степень свободы действий участников рынка и целœесообразность государственного вмешательства определяются объективной социаль­но-экономической крайне важностью, вытекающей из сложившейся си­стемы земельных отношений и структуры землепользования, а также зависят от того, о каких землях идет речь. Помимо того, что рынок зем­ли уникален в силу исключительной важности для жизнедеятельно­сти человека его объекта — земли, данный рынок всœегда будет делиться на специфичные сегменты, соответствующие отдельным категориям земель. И хотя рыночное перераспределœение неизбежно для всœех зе­мель, различные категории земель всœегда будут различаться по темпам вовлечения в рыночный оборот, преобладанию или, наоборот, полному исключению на какое-то время некоторых видов сделок. Фактически рынок земли выступает в роли механизма регулирования землеполь­зования. При этом рыночные регуляторы реализуются посредством целœенаправленных, подчинœенных определœенным объективным по­требностям действий землепользователœей и других субъектов земель­ных отношений, самостоятельных в рамках существующей правовой базы и с учетом разрешенного использования земли.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, развитие рынка земли — это важнейший элемент структурной перестройки экономики, содержанием которого являются:

♦ формирование единых объектов недвижимости, включающих зе­мельный участок и расположенные на нем здания, строения, со­оружения;

♦ регулирование использования недвижимости на принципах зо­нирования вместо нынешнего административного целœевого ис­пользования участков и объектов;

♦ вовлечение земельных участков в экономический оборот, в том числе активное использование конкурентных процедур предо­ставления земельных участков и прав по их использованию;

♦ содействие гражданскому обороту земли с целью обеспечения ее наиболее эффективного использования;

♦ содействие выявлению рыночной цены на объекты недвижимо­сти, включая земельные участки;

♦ создание простой и понятной административной системы обслу­живания участников рынка недвижимости.

В соответствии с Конституцией страны каждый субъект собствен­ности вправе на свободное использование своего имущества для предпринимательской деятельности. Для граждан и юридических лиц основной целью такой деятельности, как правило, является улучше­ние условий существования и получение стабильно высоких доходов от использования принадлежащего им имущества. В противополож­ность этому, цели государства по использованию недвижимого иму­щества, а также способы достижения этих целœей затрагивают интере­сы всœех членов общества, по крайней мере населœения территорий, на которые распространяются управленческие решения.

Государство как участник имущественных отношений не может ста­вить своей основной целью только получение доходов от принадле­жащего ему недвижимого имущества. Политика государства должна быть направлена на достижение основной цели, закрепленной в Кон­ституции, — создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Из этого следует, что получать дохо­ды от пользования государственным имуществом государство долж­но лишь в той мере, в какой это способствует повышению благососто­яния его граждан.

Реализуемая государством стратегия регулирования земельно-иму­щественного комплекса должна обеспечивать поступление доходов, используемых в интересах самого государства и направляемых на улучшение благосостояния его граждан. Применительно к органам государственной власти цель регулирования заключается в формиро­вании доходной части бюджета и создании на этой основе условий для экономического развития территорий, на которые распространяются полномочия этих органов.

При этом государство выступает не только собственником преоб­ладающей части земельных ресурсов, но и выразителœем обществен­ных интересов, связанных с рациональным использованием земель­ного фонда. В этом качестве его целœеполагающая функция состоит в нормативном обеспечении и правовом регулировании земельных от­ношений всœех владельцев и пользователœей земли, а непосредственная цель синтезируется из блока решаемых задач. Важнейшие из них сле­дующие:

♦ рациональное использование и охрана земли как природного, со­циального и хозяйственного объектов;

♦ сохранение и улучшение экологического состояния территорий;

♦ создание юридических, экономических и организационных предпо­сылок /для равноправного функционирования всœех форм собствен­ности, владения и пользования землей и форм хозяйствования;

♦ ограничение деятельности владельцев и пользователœей земли, на­носящих ущерб безопасности страны, противоречащей ее стратеги­ческим задачам или ущемляющей законные права других лиц;

♦ наделœение правомочиями субъектов РФ и органов местного са­моуправления по регулированию земельных отношений на сво­их территориях.

Земля в пределах городской черты находится в федеральной, государ­ственной, субъекта РФ и городской (муниципальной) собственности.

Федеральной собственностью на территории Москвы являются земельные участки с расположенными на них зданиями и сооруже­ниями:

♦ в которых размещены высшие органы законодательной, испол­нительной и судебной власти РФ, Генеральная прокуратура, Центральный банк, Пенсионный фонд;

♦ в которых размещены посольства и представительства иностран­ных государств, а также представительства республик, краев в со­ставе РФ;

♦ отнесенные к объектам ландшафтной архитектуры, лесопарково­го хозяйства и историко-культурного наследия России;

♦ построенные за счет средств государственного бюджета͵ находя­щиеся в пользовании органов власти РФ и на их балансе;

♦ находящиеся на балансе предприятий (организаций), относя­щихся к федеральной собственности, за исключением объектов социального назначения;

♦ находящиеся на балансе Министерства обороны России, ФСБ, МВД РФ, ФАПСИ и др.

Перечень этих объектов и порядок предоставления федеральным органам власти земельных участков в Москве определяются совмест­но Правительствами РФ и Москвы на основании Закона РФ от 15 ап­реля 1993 ᴦ. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации».

Российская Федерация и Москва имеют земельные участки, находя­щиеся в общей государственной собственности, в их состав включаются земли, необходимые для осуществления совместных задач. Порядок их использования определяется договорами между Правительствами.

Основная часть земли Москвы является городской собственностью, управление и распоряжение которой реализуются городской ад­министрацией и уполномоченными органами управления.

Разграничение компетенции органов власти по вопросам земельно­го регулирования в городе строится на основе Устава Москвы.

К землям, находящимся в ведении Правительства Москвы, относятся:

♦ главные улицы и площади с застройкой, формирующей фронт улиц и ансамбли площадей;

♦ территории размещения объектов государственного управления;

♦ территории промышленно-производственных зон, подлежащих ликвидации или предусмотренных к реконструкции с изменени­ем функций;

♦ территории общегородских транспортных сооружений;

♦ территории головных объектов инженерного оборудования города;

♦ территории существующих и перспективных технических зон инженерных и транспортных коммуникаций, зон красных линий;

♦ охранные зоны объектов природного комплекса, архитектуры и т. д.;

♦ территории, обеспечивающие городскую программу массового муниципального жилищного строительства.

Все остальные земли находятся в ведении префектур администра­тивных округов Москвы, префекты которых принимают решение о предоставлении и изъятии земельных участков, проведении всœех ви­дов строительства, реконструкции, ремонта зданий и сооружений на этих территориях.

При мэре Москвы действует Комиссия по разработке норматив­ной базы землепользования, градостроительства и управления не­движимостью, которая является органом, осуществляющим коорди­нацию и непосредственную подготовку проектов законодательных и иных нормативных актов по реализации городской земельной, градо­строительной политики и по управлению недвижимым имуществом города, а также подготовку предложений по рациональному использо­ванию и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости Москвы.

Для более эффективного управления в области земельных отноше­ний Московская городская Дума и Правительство Москвы образова­ли совместный орган — Комиссию по разработке нормативной базы земельных и имущественных правоотношений, предметом ведения которой являются разработка и подготовка проектов правовых актов и внесение их на рассмотрение в Думу и Правительство города.

Комиссия по вопросам земельных отношений в Москве (с 31 янва­ря 1996 ᴦ. — Городская комиссия по имущественно-земельным отно­шениям и градостроительству) создана при Правительстве для предва­рительного оперативного рассмотрения участков. Структура и персональный состав этого органа утверждаются городской Думой по согласова­нию с Правительством Москвы.

В конце 1995 ᴦ. Правительство приняло решение о создании Земель­ной палаты — городской коммерческой структуры, контрольный пакет акций которой принадлежит Правительству Москвы и которая занима­ется вопросами первичного и вторичного рынка прав аренды земли.

Система управления земельными ресурсами в Москве складывается из общегородской, окружной и районной систем управления земельны­ми отношениями. Рассмотрим разграничение компетенции различных уровней управления городом в вопросах земельных отношений.

Городская Дума:

1) установление порядка:

• использования, охраны и контроля городских земель;

• отчуждения земель и оформления прав собственности на уча­стки;

• предоставление земель в аренду;

2)земельные налоги, порядок их взимания и предоставления льгот по ним;

3)определœение размеров штрафов;

4)утверждение границ земельных участков, находящихся в феде­ральной собственности;

5)утверждение границ участков, которые не бывают переданы в аренду.

Правительство Москвы:

1)управление и распоряжение землей;

2)определœение ставок арендной платы;

3)сбор земельных платежей и штрафов;

4)рекультивация земель;

5)зонирование территории;

6)составление и ведение земельного кадастра города Москвы;

7)разработка градостроительных планов развития города;

8)контроль за использованием и охраной земель города;

9)расчет субвенций и объемов потерь за пользование землей, изъ­ятой из оборота города.

Префектуры:

1)проведение конкурсов и аукционов на предоставление в аренду земли;

2)принятие решений по предоставлению и изъятию земельных уча­стков;

3)согласование предоставления земли под строительство комму­нальных зон городского назначения, сети городского наземного пассажирского транспорта;

4)осуществление контроля землепользования на территории адми­нистративного округа.

Управы районов

1)участие в конкурсах и аукционах предоставления земли на тер­ритории своего района;

2)согласование предоставления и изъятия земли на территории района;

3)принятие решений о выделœении земли (по согласованию с ТОРЗ Москомзема):

• под временные стоянки и гаражи;

• под объекты мелкорозничной торговли;

4) осуществление контроля землепользования в пределах своих полномочий.

Органом Правительства Москвы по координации управления го­родской землей является Московский земельный комитет, который был образован совместным постановлением Госкомзема РСФСР и Правительства Москвы от 15 октября 1991 ᴦ. № 126-2 во исполнение совместного распоряжения Госкомзема РСФСР, Моссовета и Мосгор-исполкома от 15 февраля 1991 ᴦ. № 7-280р-184р «О создании органов управления по проведению земельной реформы в ᴦ. Москве». Он вхо­дит в состав органов Правительства города и наделœен исключитель­ным правом решать всœе вопросы экономико-правового регулирования земельных отношений в столице. В своей работе он руководствуется действующим законодательством РФ, нормативными актами Моск­вы, указами Президента РФ, решениями мэра Москвы, Правительства и Положениями Москомзема.

• На Москомзем возложена основная задача реализации государствен­ной политики в области земельных отношений и использования земель­ных ресурсов города, а также обеспечение экономико-правового регу­лирования землепользования в Москве и контроля за его реализацией.

Другими не менее важными задачами являются: распоряжение и уп­равление землей в пределах делœегированных полномочий в установ­ленном порядке в рамках действующего законодательства; создание и ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель в Москве; создание, ведение и эксплуатация автоматизированной ин­формационной системы учета земельных участков и землепользовате­лей; представление интересов Правительства Москвы в создаваемых специализированных предприятиях и организациях, осуществляющих гражданско-правовые сделки с земельными участками; координа­ция деятельности городских и территориальных органов управле­ния по совершенствованию системы землепользования; подготовка и осуществление практических мер по совершенствованию систе­мы земельных платежей pi их полному поступлению в бюджет города; разработка совместно с Госкомземом, Московской городской Думой и Правительством Москвы методологии критериев оценки городских земель, размеров платы за землю и порядка ее взимания, системы эко­номико-правового регулирования земельных отношений, включа­ющей в себя механизм экономического стимулирования высокоэффек­тивного использования земель, экологически чистого и рационального землепользования; рассмотрение по поручению Правительства Моск­вы заявок на предоставление земельных участков и подготовка предложений в Комиссию по вопросам земельных отношений и градострои­тельства в Москве; проведение торгов (конкурсов и аукционов) по продаже имущественных прав землепользования в пределах делœеги­рованных Комитету полномочий; оформление разрешительной доку­ментации на резервирование земельных участков для строитель­ства, реконструкции, реставрации городских объектов с указанием стадии и сроков проектирования; оформление, выдача и хранение правоустанавливающих документов на землю на основании распоря­дительных актов Правительства Москвы; регистрация (перерегистра­ция) прав на земельные участки и осуществление государственной реги­страции гражданско-правовых сделок с правами на земельные участки в Москве; государственный контроль за использованием и охраной зе­мель в соответствии с земельным законодательством, городскими нормативными актами и целœевым назначением; профилактика нару­шений; привлечение физических и юридических лиц в установлен­ном порядке к административной ответственности за нарушения земель­ного законодательства, наложение взысканий; участие в подготовке и разработке проектов законов и других нормативно-правовых актов по регулированию земельных отношений.

Для выполнения функций и возложенных на него задач Москов­ский земельный комитет:

♦ принимает участие в разработке и обеспечении реализации городской зе­мельной политики;

♦ принимает участие в работе Комиссии по вопросам земельных отношений;

♦ принимает участие в работе Градостроительного совета и Комиссии по перспективному и текущему строительству;

♦ возглавляет разработку и организует целœевое финансирование и выполнение городских и районных программ по проведению земельной реформы, контролирует их соответствие Генерально­му плану города;

♦ в рамках ведения Кадастра городских земель представляет в Росимущество и Правительство Москвы отчетные данные для сводно­го земельного баланса и единого банка данных о количествен­ном и качественном состоянии земельных ресурсов;

♦ выступает в арендных отношениях арендодателœем городских зе­мель от имени Правительства Москвы.

Москомзем вправе:

♦ приостанавливать исполнение неправомерных решений по воп­росам изъятия и предоставления земель;

· принимать участие в разработке инвестиционных программ го­рода по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;

♦ оказывать платные услуги по оформлению, заключению, внесе­нию изменений, продлению, расторжению сделок с правами на землю, консультированию, выдаче справок;

♦ выступать арендодателœем от имени Правительства Москвы, осу­ществлять передачу прав пользования земельными участками;

♦ подготавливать предложения в Правительство Москвы об изъ­ятии земельных участков в случае их несвоевременного освое­ния, нарушения условий землепользования;

♦ давать согласие на совершение вторичных сделок с правами арен­ды земельных участков;

♦ разрабатывать и утверждать примерные формы договоров арен­ды земли;

♦ отказывать в продлении разрешительной документации в случае нарушения условий, на которых был предоставлен земельный участок;

♦ предъявлять иски в судебные учреждения в защиту государ­ственных и общественных интересов;

♦ заключать договоры, вносить в них изменения, продлевать действие договоров, расторгать в установленном порядке договоры на арен­ду земли;

♦ получать от физических лиц, организаций, предприятий и учрежде­ний, а также государственных органов необходимые материалы и сведения по вопросам, относящимся к деятельности Москомзема;

♦ в случае крайне важности предъявлять штрафные санкции, пре­дусмотренные за нарушение земельного законодательства и го­родских нормативных актов по вопросам землепользования;

♦ обследовать территорию объектов как долгосрочного, так и крат­косрочного землепользования и требовать от землепользовате­лей выполнения обязанностей и обязательств;

♦ разрабатывать, согласовывать годовые и долгосрочные планы ра­бот в рамках проведения земельной реформы.

Комитет обязан:

1) осуществлять ведение:

• государственного кадастра городских земель;

• мониторинга городских земель совместно с Москомприродой, Москомархитектурой и другими уполномоченными органами;

• автоматизированной информационной системы банка дан­ных государственного земельного кадастра Комитета͵ авто­матизированной системы учета земельных платежей и других программно-аппаратных комплексов, которые необходимы для обеспечения выполнения Комитетом возложенных на него задач;

• Книги записей государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей и договоров аренды земли Москвы;

• городской Поземельной книги;

2)отчитываться о результатах своей деятельности перед Росиму­щества и Правительством Москвы;

3)выполнять иные поручения в соответствии с распоряжениями Минимущества и Правительства Москвы.

Основными элементами системы управления земельными ресурса­ми административных округов Москвы являются Территориальные объединœения регулирования землепользования (ТОРЗы) и управле­ния Государственной земельной инспекции.

ТОРЗы являются структурными подразделœениями Москомзема, главная задача которых состоит в проведении единой земельной по­литики на территории административного округа в рамках реализа­ции Генерального плана Москвы.

Реализация главной задачи осуществляется на основе выполнения следующих базовых функций:

♦ непосредственное участие в решении вопросов планировки и за­стройки административного округа путем экономико-правового регулирования земельных отношений;

♦ подготовка заключений по земельным участкам, предоставля­емым в пользование по предложению Москомархитектуры для последующего оформления Москомземом постановлений Пра­вительства Москвы или распоряжений префектов по предостав­лению земельных участков;

♦ сбор и обработка данных по инвентаризации земель и перереги­страции землепользователœей;

♦ выполнение работ и услуг физическим и юридическим лицам в рамках проведения земельной реформы;

♦ согласование предложении по предоставлению земельных уча­стков;

♦ обследование территорий для предоставления их в постоянное (бессрочное) и (или) срочное пользование; оформление документов для подготовки распоряжений префек­тов по предоставлению земельных участков и договоров о предо­ставлении земель во временное пользование; сбор, обработка и передача данных для ведения городского зе­мельного кадастра и мониторинга земель;

♦ контроль исполнения землепользователями условий договоров аренды земли, договоров срочного пользования, субаренды, соблю­дения земельного законодательства, городских нормативных актов.

Деятельность территориальных управлений Госземинспекции скон­центрирована на вопросах государственного контроля за использова­нием и охраной земель административных округов столицы путем:

♦ организации проверок и экспертиз в случае изменения каче­ственного состояния земель;

♦ контроля за устранением выявленных нарушений земельного за­конодательства;

♦ участия в согласовании градостроительных и землеустроитель­ных вопросов, приемке рекультивированных и других земель, подготовке в соответствии с их компетенцией нормативных и за­конодательных актов.

Происходящие коренные изменения в экономической жизни Рос­сии, связанные с созданием современной рыночной экономики, тре­буют принципиально новых подходов к формированию и осущест­влению земельной политики. Особенно это актуально для Москвы. Являясь субъектом РФ, она вместе с тем и город местного самоуправ­ления, и крупнейший промышленный, научный, культурный и финан­сово-политический центр. Все это отражается в особенностях земле­пользования города.

Москва как субъект РФ вправе самостоятельно определять порядок установления и изменения городской границы, но всœе изме­нения границ города утверждаются Советом Федерации РФ.

Основной особенностью земельной политики города является то, что расширение территории Москвы происходит только за счет тер­ритории другого субъекта РФ — Московской области.

Предоставление земли в Москве также имеет свои особенности:

♦ предоставление земельных участков только в аренду;

♦ предоставление участков без выделœения их в натуре на мест­ности;

♦ предоставление земли только на основании конкурсов;

♦ взимание платы за право заключения договора аренды земли, за исключением участков, предназначенных под объекты социаль­ной сферы и городского заказа.

Р1з всœего многообразия земельных отношений московские город­ские власти выбрали аренду городских земель как основную форму земельных отношений. Максимальный срок аренды земель­ного участка в Москве составляет 49 лет.

Предоставление земельных участков в долгосрочную аренду исклю­чительно на условиях конкурса преследует основную цель — гласное распределœение земель, установление реальной рыночной цены земель­ных участков, создание благоприятных условий для инвесторов и по­лучение дополнительных средств в городской бюджет.

Предоставление земельных участков для пользования, исключа­ющего долгосрочный характер, производится в Москве только на ус­ловиях краткосрочной аренды (до 5 лет). Право выпуска распоряже­ний и заключения договоров краткосрочной аренды земельных участков предоставлено председателю Москомзема. Земли, принадлежащие административным округам, предоставляются также в аренду на кон­курсной основе; конкурсы проводятся окружными комиссиями при обязательном согласовании и утверждении в Москомземе и Комис­сии по земельным вопросам Правительства Москвы стартовой цены земельного участка. Префекты административных округов затем при­нимают решение о предоставлении земли. Право аренды земельного участка удостоверяется договором аренды земли, типовая форма этих договоров утверждена распоряжениями мэра. К договору обязатель­но прилагается план предоставляемого земельного участка. Установ­ление субъективных прав на участок удостоверяется также записью в регистрационной (поземельной) книге. Регистрация обеспечивает не только гарантии прав на землю субъектов земельных отношений, но и предоставление систематизированных сведений для составления зе­мельного кадастра.

Изъятие земель в Москве производится для государственных, город­ских, общественных и иных нужд из всœех земель, в чьем бы владении или пользовании они ни находились, по постановлению Правительства Москвы. Правительство города вправе в случае крайне важности, изъять земельный участок или его часть во временное пользование на период строительства городских или местных сетей и коммуника­ций с компенсацией ущерба землевладельцу, землепользователю.

Московская земельная политика существенно отличается от обще­российской в вопросах предоставления и изъятия земли, земельных платежей и договоров аренды, а также предоставления льгот в плате за землю. Учитывая большое количество землепользователœей в Моск­ве, имеющих льготы в плате за землю (около 70 %), в 1995 ᴦ. был при­нят закон, существенно снижающий число льготников.

Московские органы власти первыми признали, что использование земли должно быть особенно эффективным в условиях дальнейшего развития города в процессе размещения нового строительства и ре­конструкции сложившихся районов. С 1991 ᴦ. в Москве начался про­цесс формирования экономико-правовой базы, направленной на регу­лирование земельных отношений в общем комплексе экономических реформ в системе управления городским хозяйством.

За время своей работы Москомзем принял участие в разработке правовой базы земельных отношений, выявил и зарегистрировал де­сятки тысяч землепользователœей, заключал договоры аренды земли с организациями и предприятиями России, а также с зарубежными фирмами.

Работа Москомзема внесла существенный вклад в формирование иму­щественно-земельных отношений в Москве. В целях реализации земель­ной политики Правительства Москвы Комитетом был подготовлен и оформлен ряд нормативных правовых актов по экономике землеполь­зования, организации продажи прав аренды земельных участков, вве­дению земельных векселœей и других ценных бумаг, обеспечивающих развитие земельного рынка, регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, созданию и ведению Государственного земельного ка­дастра, осуществлению контроля за использованием земель.

Наиболее важным направлением развития нормативной базы яв­ляется создание системы экономического регулирования земельныхотношений в рамках базовых положений концепции развития зе­мельной реформы в РФ.

В процессе реализации земельной политики в Москве сформирова­лись земельные арендные отношения, основные положения платного землепользования, система регистрации прав на землю и рыночных сделок с правами на землю, система количественного и качественного учета земель.

Москомземом проведены работы, по государственной кадастровой оценке земель Москвы. В соответствии с актом государственной ко­миссии введена в эксплуатацию система Государственного земельно­го кадастра (ГЗК) Москвы. ГЗК Москвы является системой регистра­ции, учета и оценки земель, включающей информацию о правовом, хозяйственном, природном и экономическом состоянии всœех земель города, и предназначается для регулирования земельных отношений II управления земельными ресурсами Москвы, обеспечения органов управления города, физических и юридических лиц достоверной зе­мельно-кадастровой информацией. Информационные ресурсы и ав­томатизированные средства системы ГЗК Москвы зарегистрированы в Реестре городских информационных ресурсов.

Разработана система регистрации прав на землю и сделок с ними (залог, купля-продажа, внесение в уставный фонд и др.), что спо­собствует привлечению средств для строительства и реконструкции в Москве. Создана основа для единой системы регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ними на базе Государственного зе­мельного кадастра.

Разрабатываются новые финансово-экономические инструменты развития земельного рынка и земельных платежей, включая создание системы ценных земельных бумаг, что позволит ввести в Москве сис­тему ипотечного кредитования и увеличить поступления земельных платежей в городской бюджет и внебюджетные фонды.

Осуществляется контроль за состоянием и использованием земель Москвы. Создана автоматизированная система учета и контроля зе­мельных платежей, которая обеспечивает взыскание в судебном по­рядке задолженностей с неплательщиков. В течение 2001 ᴦ. Государ­ственной земельной инспекцией проведено 18 705 проверок. Выявлено 7269 нарушителœей, в том числе 680 арендаторов, уклонявшихся от свое­временного внесения арендной платы за земельные участки. С нару­шителœей взысканы штрафы на сумму более 38 млн руб. В результате принятых мер арендаторами погашена задолженность по арендной плате за землю на сумму свыше 100 млн руб.

Необходимо отметить, что нормативные правовые документы, раз­работанные в предыдущие годы, не отвечают в полном объеме задачам интенсивного развития городского хозяйства, реализации крупных городских программ и проектов, привлечения частных инвестиций и формирования современных рыночных отношений в области недви­жимости и земли.

Значительное количество документов требует приведения своих положений в соответствие с последними законодательными актами РФ и Москвы. Необходима общая кодификация нормативных право­вых актов по землепользованию с точки зрения их сокращения, устране­ния внутренних противоречий и упрощения процедуры оформления прав на землю.

Требуют дополнительной проработки вопросы регулирования зем­лепользования и разграничения полномочий между Правительством Москвы и префектами административных округов, структурной ре­организации Москомзема, ориентированной на расширение прав пре­фектур по управлению земельным фондом.