Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Архитектура Башня III Интернационала В.Е. Татлина
просмотров - 194

Архитектура XX в.

План

1. Башня III Интернационала В.Е. Татлина,

2. Музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта

Памятник III Коммунистического Интернационала, или "Башня Татлина" - самый известный и грандиозный проект российского художника, архитектора и дизайнера В. Е. Татлина - одного из крупнейших представителœей новаторского движения в искусстве XX века, родоначальника художественного конструктивизма. Модель памятника была выставлена в декабре 1920 в Москве во время работы 8-го съезда Советов. Сооружение, превосходившее в полтора раза по высоте Эйфелœеву башню, было задумано как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Конструкция из металлических балок и четырех вращающихся с разными скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные, законодательные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Грандиозное здание-монумент, сконструированное на основе новаторских художественно-пластических и технико-инженерных форм, обладало утилитарным назначением, и вместе с тем его образ был неразрывно связан с символическим выражением утопических социально-общественных идеалов. Сам Татлин считал свое творение высшим достижением "синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры". Проект так и не был реализован, да и вряд ли он изначально был рассчитан на практическую реализацию: это была скорее идея, воплощенная в архитектурно-художественной форме.

Проект памятника III Интернационала Татлина, именуемого им просто «башня», появился в разоренной двумя войнами и революцией полуголодной стране и стал первой ласточкой бурного подъема новаторского архитектурного творчества как у нас, так и на Западе. Это грандиозное по своему замыслу сооружение, высотой в 400 м, состоящее из мачты-консоли, двух свивающихся, устремленных вверх стальных спиралей и подвешенных между ними хрустальных объемов куба, пирамиды, цилиндра и полусферы, ломало всœе традиционные представления об архитектуре. Благодаря этому оно обрело всœемирную известность и стало своеобразным образцом, стимулирующим творческую мысль современных архитекторов вплоть до наших дней.

Самое интересное, что идеи Татлина до сих пор не реализованы полностью. В виде отдельных фрагментов они присутствуют в геометрической символике зданий правительственного комплекса столицы Бразилии ᴦ. Бразилиа (автор — О. Нимейер), в вантовых конструкциях Центра им. Ж. Помпиду в Париже, в мощной спирали здания Музея Гугенхейма в Нью-Йорке, в поверхностях сложной кривизны Оперного театра в Сиднее. А идея вращения свободно висящей в пространстве конструкции воплощена не на земле, а пока только в космосœе — на международной космической станции. Что же одушевляло Татлина, откуда появилась такая дерзость мысли? Невольно вспоминается другая башня — Вавилонская, столь же утопичная по своему замыслу, обладающая таким же невероятным побудительным энергетическим зарядом главенствующей идеи и столь же роковым образом нереализуемая на протяжении четырех тысяч лет мечта человечества.

Обладая изначальным единством слова и языка, легендарные строители замыслили построить «башню, высотою до небес», чтобы этим «сделать себе имя» и укрепить свое единство («чтобы мы не рассеялись по лицу земли»). Татлин проектирует свою башню, чтобы воссоединить утерянное некогда единство всœего человечества. Здание-памятник должно было вместить в себя верховные органы всœемирного социалистического государства — «Совет Рабочих и Крестьянских депутатов Земного Шара». Оно должно было стать мировым информационным центром, несущим единое слово миру. Кроме агитационного центра в нем должны были разместиться мобильные подразделœения мотоциклистов, автомобили, гигантский экран, радиоприемник «мирового масштаба», «телœефонная и телœеграфная станция и другие возможные аппараты информации», «станция прожекторов, которые проектировали бы световые буквы на облака».

Строительство Вавилонской башни было прервано по воле Бога, смешавшего всœе языки. Само понятие «вавилонская башня» стало метафорой принципиального непонимания и отчуждения народов и невозможности реализации одной из первых утопий человечества. Это, впрочем, не помешало людям в течение четырех тысяч лет продолжать попытки прорваться к небу. Башня Татлина не могла быть построена в нищей, разоренной стране, в которой с трудом нашли рейки и бумагу для макета. Рок изначального противоречия тяготел и над самой идеей памятника III Интернационала, и над породившим ее формальный символизм абстракционизмом.

Оригинальная пятиметровая модель "Башни Татлина", выставленная в последний раз в 1930, была затем утрачена. Более поздняя реконструкция модели "Башни" была создана в России в 1992-93 годы и хранится в музейно-выставочном фонде.


Читайте также


  • - III) Жизнь и переводческая деятельность Кирилла и Мефодия

    Император Михаил, а затем и патриарх Фотий начинают непрерывно направлять Константина, как посланника Византии, к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми другими религиями. Константин отправляется в Болгарию, обращает в... [читать подробенее]


  • - ЛЕКЦИЯ XIII

    Общее содержание мероприятий по охране лесов от пожаров Кроме рассмотренных выше мероприятий по защите и воспроизводству лесов при лесоустройстве осуществляется проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров. Оно выполняется по трем направлениям: -... [читать подробенее]


  • - III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.

    I. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 1. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. 2. Типологические классификации языков. 3. Проблема реконструкции индоевропейского... [читать подробенее]


  • - Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)

    Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завер­шилось... [читать подробенее]


  • - I II III

    В схеме О.Каде выделяются некоторые существенные стороны перевода как коммуникативного акта. Акт перевода распадается на два взаимосвязанных коммуникативных акта – коммуникацию между отправителем и переводчиком и коммуникацию между переводчиком и получателем. При... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 2 страница

    Поглощение нейтронов в тканях не имеет той специфики, которая была свойственна электронам и протонам, и интенсивность их потока быстро убывает с нарастанием глубины тканей. Суть терапевтического использования нейтронов состоит в том, что ими пытаются насытить те... [читать подробенее]


  • - Часть III. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 1 страница

    Тесты Ситуационные задачи. Алгоритмы лучевого исследования при патологии ЗЧС. Лучевые методы исследования эндокринной системы. 2. Рентгеноанатомия эндокринных желёз. 3. Лучевая семиотика заболеваний эндокринных желёз.Глава 1. ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ... [читать подробенее]


  • - Расознавчі студії XVIII— першої половини XIXст.

    На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,... [читать подробенее]


  • - III Універсал УЦР

    Результати Основні сили, що вели боротьбу за владу в Києві в листопаді Проголошення Української Народної Республіки Восени 1917 р. ще більше зросла напруга в політика житті України. Тимчасовий уряд усіма силами перешкоджав Центральній Раді організувати владу в... [читать подробенее]


  • - III квартал

    В III квартале расширяются знания детей об окружающем, совер­шенствуются умения в лепке, уточняется форма, становится вырази­тельнее изображение, фигурки приобретают большую динамичность. Дети учатся устанавливать фигурки на подставках. Темами лепки могут быть фигуры... [читать подробенее]