Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Архитектура Закономерность и последовательность глобальных естественно научных революции
просмотров - 682

Методы естественного научного познания действительности.

История и логика развития естествознания

1. Закономерность и последовательность глобальных естественно научных революции

2. Смена фундаментальных парадигм естествознания, как логика развития естественных наук

3. Основоположники древнегреческой натурфилософии и яркие представители естествознания средневековья

4. Наука как движущая сила технического прогресса современного общества.

1. Понятия метода и методологии.

2. Имперический уровень научного познания

3. Теоретическое познание и его связь с империческими методами на основе анализа и синтеза.

4. Роль научно технического прогресса и развитие научной мысли в совершенствии методов познания.

Физическая картина мира

Развитие представлении о строение всœелœенной.

Теория строения всœелœенной.

Однородность пространства и времени означает что наблюдаемые физические свойства и явления должны быть одинаковы в любой точки пространства и времени.

Изотробность пространства означает что всœе направления в пространстве равнозначны. Физические явления в замкнутой системы не должны изменятся при ее повороте.

Никакими механическими опытами невозможно установить движется ли данная система или находится в спокойствии, оба состояния эквивалентны.

На сегодня как самая реальная рассматривается – Энфлюционная модель.

Она предполагает дальнейшее расширение всœелœенной.

Революции в естествознании – одна из самых актуальных философских проблем. Задача исследования этой проблемы состоит в реконструкции истории науки, выявление роли и механизмов революционных фаз в научном прогрессе.

Обычно выделяют ее три основные черты:

1) крушение и отбрасывание неверных идей, ранее господствовавших в науке;

2) быстрое расширение наших знаний о природе, вступление в новые ее области, ранее недоступные для познания; отметим, что здесь важную роль играет создание новых инструментов и приборов;

3) естественнонаучную революцию вызывает не само по себе открытие новых фактов, а радикально новые теоретические следствия из них; другими словами, революция совершается в сфере теорий, понятий, принципов, законов науки, формулировки которых подвергаются коренной ломке.

Для того, чтобы вызвать революцию в науке, новое открытие должно носить принципиальный, методологический характер, вызывая коренную ломку самого метода исследования, подходу и истолкованию явлений природы.

Научно-познавательная деятельность складывается из нескольких составляющих – компонентов.

В первую очередь, это субъект познания, его цели и задачи. Субъект может рассматриваться на трех уровнях:

1) индивидуальный исследователь;

2) научное сообщество;

3) общество в целом.

Второй составляющей познавательной деятельности являются объекты познания. В естествознании - ϶ᴛᴏ объекты или фрагменты материального мира, которые человек исследует.

Третья составляющая – средства, методы, а также познавательные действия (операции, процедуры), производимые субъектом.

Четвертой составляющей является развивающаяся система знаний. И, наконец, познавательная деятельность не может рассматриваться вне условий познания – окружающей среды, состояния общества, отношения общества к науке и т.п.

Началом естественнонаучной революции могут послужить достаточно радикальные изменения в любом из компонентов, к примеру, открытие неизвестных ранее классов природных объектов, появление принципиально новых методов и средств исследования. Чаще всœего, революции в естествознании начинаются с появления глубоких противоречий и парадоксов в сложившейся системе знания.

Среди естественнонаучных революций можно выделить следующие типы:

1) глобальные, охватывающие всœе естествознание и вызывающие появление не только принципиально новых представлений о мире, нового видения мира, но и нового логического строя науки, нового способа или стиля мышления;

2) локальные – в отдельных фундаментальных науках, ᴛ.ᴇ. коренных изменений в этих науках, которые приводят к преобразованию их основ, но не вызывают перестройки всœего естественнонаучного знания, а связаны с распространением на данную науку способа мышления, созданного в ходе глобальной революции; здесь нужно, тем не менее отметить, что в действительности многие локальные революции приводили к формированию в данной науке существенных элементов нового стиля до того, как они утверждались во всœем естествознании.

Принцип соответствия. Естественнонаучные революции имеют еще одну важную черту. Новые теории, получившие свое обоснование в ходе естественнонаучной революции не опровергают прежние, если их справедливость была достаточно обоснована. В этих случаях действует так называемый принцип соответствия: старые теории сохраняют свое значение как предельный и в известном смысле частный случай новых, более общих и точных. Так, классическая механика Ньютона является предельным, частным случаем теории относительности, теория Дарвина не опровергается современной теорией эволюции, но дополняет и развивает ее и т.п.