Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Архитектура Занятие № 4
просмотров - 373

Цели:

выявление стресс-факторов, характерных для осужденных;

снижение психической напряженности и развитие эмоциональной устойчивости осужденных;

диагностика неосознаваемых личностных потребностей осужденных, их понимание и коррекция.

Упражнение 1. «Фантазирование». Назначение: диагностика личностных проблем и снижение сопротивления в межличностных отношениях в группе.

Порядок проведения. Методики фантазирования бывают структурированными и неструктурированными. Во время не­структурированного фантазирования осужденные удобно располагаются в кресле, а затем начинают спонтанно описывать свои зрительные фантазии.

В случае структурированного фантазирования члены группы, к примеру, могут получать задание выбрать какое-либо животное и попытаться идентифицироваться с ним.

Упражнение 2. «Старый заброшенный магазин». Назначение: диагностика неосознаваемых личностных потребностей, их понимание и возможность коррекции.

Психологическая сущность упражнения. В основу упражнения положена концепция гештальттерапии, в частности закономерности целостного воображения и проекции. Идентифицируясь с каким-либо предметом (представляя себя каким-то предметом), осужденные проецируют на данный предмет свои личностные проблемы, осознание которых способствует их развитию или коррекции. Предложенные упражнения впервые описаны Джоном Стивенсоном (1971). Некоторые процедуры адаптированы применительно к осужденным М.Г. Дебольским (1992).

Процедура. Представьте, что Вы только сегодня освободились. Ваш поезд (автобус) будет лишь утром следующего дня. Вы идете вниз по городской улице поздно ночью. Что Вы видите, слышите, чувствуете?

Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, но если заглянуть в них, можно заметить какой-то предмет. Тщательно его рассмотрите. Отойдите от магазина, опишите предмет, обнаруженный Вами за окном заброшенного магазина. Затем вообразите себя этим предметом, описывая его от первого лица. Как Вы чувствуете себя? Почему Вы оставлены в магазинœе? На что похоже Ваше существование в качестве этого предмета?

Через несколько минут «станьте самим собой» и еще раз рассмотрите предмет в окне. Видите ли Вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли что-то сказать ему?

Второй вариант упражнения. Представьте, что Вы увидели большой заброшенный дом, подлежащий реконструкции. Люди из него выселœены. Входная дверь приоткрыта. Вы входите в данный дом, ходите по пустым комнатам. В углу одной из комнат Вы находите оставленный предмет и берете его с собой (далее — по первому варианту).

Для осужденных-женщин может быть предложен следующий вариант упражнения. Представьте, что Вы — цветы. Опишите свой цвет, форму, соцветие, почву, на которой они произрастают, то, как они ощущают солнце, дождь, ветер.

Упражнение 3. «Мудрец». Назначение: диагностика личностных проблем и ожидаемых вариантов их решения.

Порядок выполнения. Закройте глаза, представьте зелœеный луг и старый дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой вопрос, который ему зададут. Подойдите к нему, задайте интересующий Вас вопрос и выслушайте ответ. К дубу прибит календарь. Прочитайте на нем число. Затем закройте глаза и поделитесь своей фантазией с группой.

Упражнение 4. «Анализ стресс-факторов». Назначение: снятие эмоциональной тревожности и повышение уверенности в себе.

Процедура. Сядьте удобно. Сделайте несколько полных вдохов. Ответьте на ряд вопросов: каков ваш уровень счастья (вряд ли в колонии он может быть полным, равным 100%); вас беспокоит что-то в прошлом; вы тревожитесь о будущем; сравниваете себя с кем-то; вы чувствуете, что вас кто-то несправедливо обидел; хотите отомстить кому-то; вы чувствуете, что «всœе бесполезно, всœе безнадежно»?

После этого осужденным предлагается обсудить их проблемы в группе.

Упражнение 5. «Возможная реакция на доверительную информацию». Назначение: уменьшить психологическое сопротивление развитию доверительных отношений.

Порядок выполнения. Нескольким членам группы, наиболее «закрытым» и не принимавшим участия в выполнении предыдущего упражнения, предлагается подумать о чем-нибудь таком личном, что будет трудно открыть группе. Затем предлагается представить, что он открывает секрет конкретному члену группы, а затем предположить ответную реакцию коллеги по группе.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, акцент в этой методике делается на описание участникам предположений о том, как другие будут реагировать на его секрет, а не на открытие самого секрета. Эта информация может оказаться и полезной обратной связью для остальных членов группы, и первым шагом на пути к большей открытости участника.

Упражнение 6. «Сжимание рук». Назначение: освобождение участника тренинга от психического напряжения.

Сущность упражнения и порядок выполнения. Упражнение предложено Элизабет Монц (1991) для снятия эмоциональной напряженности у лиц, которые подавили свои чувства по отношению к человеку, с которым ранее произошел конфликт.

Участнику тренинга предлагается закрыть глаза и положить свои ладони на кулаки ведущего или кого-либо из членов группы. Затем ведущим исполняется роль лица из прошлого ближайшего окружения осужденного — матери, отца, брата͵ пострадавшего, имитируя тон их речи. Осужденный должен высказывать любые приходящие в голову мысли и одновременно выражать переживаемые чувства при помощи сжимания рук собеседника. При таком сочетании физического и словесного выражения внутренних переживаний заблокированная эмоция постепенно воссоздается и реализуется в реальном поведении.

Упражнение 7. «Уровень счастья». Назначение: снятие эмоциональной тревожности и повышение уверенности в себе (упражнение рекомендуется лицам с низким уровнем счастья, для которых их трудности (стресс-факторы) кажутся непреодолимыми).

Процедура. Составьте список (перечень) всœего того, за что Вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в Ваш список было включено всœе, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье членов семьи, возможность читать, работать и т.п. Занятие завершается анализом поведения участников группы, самоотчетом об их психическом состоянии.


Читайте также


  • - ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ 9.

    Тема 9: Частный жилищный фонд. (2 часа) 1. Основания возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц. 2. Виды, организация и деятельность организаций граждан-застройщиков. Жилищно-строительный кооператив. 3. Управление недвижимым имуществом... [читать подробенее]


  • - Особенности социального строя Древней Руси. Племенные союзы восточных славян, расселение, занятие, религиозные культы.

    Древняя Русь и кочевники Территория. Соседи: Волжская Булгария, Хазария. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов Обзор письменных и археологических источников славян в 1 тыс. н. э. Лекция 2. Проблема этногенеза восточных... [читать подробенее]


  • - Занятие 1 - 2часа

    По назначению основные средства делятся на производственные (используемые при ведении обычных видов деятельности- участвуют в процессе производства и дают продукцию) и непроизводственные (не используемые при ведении обычных видов деятельности- находятся в бюджетной... [читать подробенее]


  • - Лабораторно- практическое занятие № 4

    Тема: Морфология вирусов. Цель работы:Ознакомить студентов со строением и размножением вирусов и бактериофагов. Название вирус (в переводе означающее «яд») применяли сна­чала для обозначения различных малоизученных болезнетворных агентов. Позднее оно закрепилось за... [читать подробенее]


  • - Лабораторно - практическое занятие № 14

    Тема: Азотфиксация. Цель работы:Ознакомить студентов с симбиотическими и свободноживущими азотфиксаторами. Микроскопирование азотфиксирующих бактерий. Процесс фиксации атмосферного азота бактериями имеет большое значение для общего баланса азота в почве. Он... [читать подробенее]


  • - Занятие №9. ОМФ

    1. Тема: Рубежный контроль по разделу: “Молекулярная биология”. 2. Цель занятия:Обобщить полученные знанияи научить студентов сформировать представление об основных молекулярно-генетических и клеточных уровнях организации жизни, о строении, свойствах и функциях... [читать подробенее]


  • - ЗАНЯТИЕ 9

    МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЭНТЕРОВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ И ГЕПАТИТОВ Общая цель занятия. Научить студентовприменять полученные знания по общей микробиологии в частной. Разобрать лабораторные методы исследования применяемые при вирусных заболеваниях печени и ЦНС,... [читать подробенее]


  • - ЗАНЯТИЕ 7

    ОБЩАЯ ВИРУСОЛОГИЯ. Общая цель занятия. Научить студентовприменять полученные знания по общей микробиологии в частной, ознакомить с устройством и особенности работы вирусологической лаборатории. Разобрать лабораторные методы исследования применяемые при вирусных... [читать подробенее]


  • - ЗАНЯТИЕ 17

    МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СПИРОХЕТОЗОВ Общая цель занятия. Научить студентов применять полученные знания по общей микробиологии в частной на примере возбудителей спирохетозов, используя знание механизма развития данных инфекций в организме человека и основных... [читать подробенее]


  • - ЗАНЯТИЕ 16

    МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗООНОЗНЫХ ИНФЕКЦИЙ. Общая цель занятия. Научить студентов применять полученные знания по общей микробиологии в частной на примере возбудителей зоонозных инфекций, используя знание механизма развития данных инфекций в организме... [читать подробенее]